СТИЛИ УЧИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЕ СТЕРЕОТИПОВ МОУ Северная СОШ
Педагогическое общение совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся; обязательно предусматривает (в отличие от других видов) решение педагогических задач, направленных на развитие и воспитание учащихся; находит свое выражение в умениях передавать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве воздействия на партнера по общению, в искусстве управлять собственным психическим состоянием. совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся; обязательно предусматривает (в отличие от других видов) решение педагогических задач, направленных на развитие и воспитание учащихся; находит свое выражение в умениях передавать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве воздействия на партнера по общению, в искусстве управлять собственным психическим состоянием.
Учитель на пьедестале Учитель-начальник Его «пьедестал»– власть От учеников он требует прежде всего послушания. Он похож на тирана, который постоянно подчеркивает свою силу. Все на свете знает и считает себя образцом добродетели. Он всех обвиняет и держит в страхе. Это – «опытный» учитель, который хорошо знает скрытые пороки и тайные страхи своих учеников. Он считает, что учитель должен дать ответ на любой вопрос и по любому поводу имеет свою, единственно «правильную» точку зрения. Результат такого стиля учительского поведения: Конфликты, обиды «Бунт» учеников Отсутствие искренности во взаимоотношениях
Учитель на пьедестале Учитель-компьютер Его «пьедестал»– компетентность Он требует от учеников знаний, информации, фактов. Это – вещатель с каменным лицом, произносящий прописные истины, похожий на робота. Он считает, что не только в обучении, но и в воспитании главное – компетентность. Если ею кто-то обладает, то это он сам. Его речь богата безличными предложениями («Все знают, что…», «Хорошо известно, что…») Результат такого стиля учительского поведения: Снижение уверенности в себе учеников Отсутствие у них положительных эмоций на уроках Снижение мотивации к занятиям данным предметом
Учитель на пьедестале Учитель-мученик Его «пьедестал»– бесконфликтность От учеников он ожидает послушания. Он хочет только служить другим. Он идет на большие жертвы ради пустяков и всегда выступает с позиции миротворца. Больше всего он боится конфликтов. Он испытывает постоянное чувство вины и взваливает на себя чужую работу. По сути он все время избегает душевного напряжения, сопутствующего конфликтам. Его позиция пагубна для детей: Одних учеников она провоцирует на манипуляцию учителем У других формирует страх возникновения проблемы (неудачи ребенка так расстраивают учителя, что ребенок чувствует себя виноватым, если у него что-либо случается)
Учитель на пьедестале Учитель-приятель Его «пьедестал»– популярность От учеников он требует хорошего к себе отношения. Это снисходительный товарищ, всегда и все готовый простить. Такой учитель ведет себя беззаботно и по сути равнодушно по отношению к ученикам и их проблемам. Результат подобного стиля поведения: Отсутствие у ребенка чувства ответственности
Учитель без пьедестала Партнерская позиция для учителя означает отсутствие вообще какого-либо пьедестала. Это человек, который знает, что нет никакого, даже самого гуманного основания для утверждения своей правоты за счет другого. Учителя-партнеры ощущают себя лидерами- вдохновителями, а не авторитарными руководителями. Они готовы сообщать своим ученикам негативные оценки так же, как и позитивные. Они готовы огорчаться, гневаться так же, как и веселиться и радоваться. Их поведение не расходится со словами.
Результаты анкетирования: