Опыт применения СЭО в ЕС. Основные уроки 1 Ренат ПЕРЕЛЕТ wecoop-project.org
Содержание 1)Опыт совершенствования СЭО 2)Распространение СЭО в постсоветском пространстве.
Уже после введения Директивы ОВОС (1995 г.) в ЕС велась дискуссия о разработке Стратегической Оценки Окружающей Среды (СООС), или Стратегической экологической оценки (СЭО) для того, чтобы стало возможным принимать во внимание природоохранные вопросы как можно раньше, на стадии планирования. Директива Совета 2001/42/EC об оценке воздействия определенных планов и программ на окружающую среду (т.е. Директива СЭО ЕС) вступила в силу в 2001 г.
СЭО должна улучшать, а не только анализи- ровать политику, планы или программы, а также выявлять и оценивать обоснованные варианты в сравнении. В дополнение к принципу предосторожности, участию общества и консуль- тированию, СЭО объединила в себе принцип достижения устойчивого развития – идею, которой не достает в ОВОС.
Планы и Программы в отличие от Отдельных Проектов = Планы управления для следующих секторов: сельское хозяйство вода лесоводство телекоммуникации рыболовство туризм энергетика региональное и городское планирование транспорт землепользование отходы. = Любой план, определяющий рамки для проектов ОВОС = Всесторонние территориальные планы регионального и муниципального развития = Мега-проекты, такие как реконструкция берегов или планы по наводнениям = Планы, затрагивающие территории, регулируемые Директивой по Ареалам Обитания и Диким Птицам
Последствия должны быть оценены: в течение процесса принятия решений, до принятия планов и программ, с целью улучшения планов с точки зрения устойчивого развития.
СЭО имеет четыре фундаментальные задачи. 1) своевременное информирование ЛПР; 2) комплексное рассмотрение всех значимых аспектов в принятии решений; 3) улучшению качества решений; 4) облегчить и сделать более устойчивыми процессы развития в целом.
Основные процедурные требования СЭО 1)Квалификация документа, 2)Определение объема СЭО, 3)Природоохранный Отчет 4)Консультации с общественностью 5)Принятие решений 6)Информация о решении 7)Мониторинг
Учет ответной реакции политики на КИ Цели ЕС -' климат и энергетика (2007): Сокращение в ЕС выбросов ПГ по крайней мере, на 20% ниже уровня 1990 года; 20% энергопотребления ЕС должно поступать из возобновляемых ресурсов; 20%-ное снижение использования первичной энергии по сравнению с прогнозируемым уровнем путем улучшения энергоэффективности. Адаптация к КИ
Противодействие факторам потери биоразнообразия и экосистемных услуг Пять основных давлений и факторов утраты биоразнообразия: (I)Потеря и фрагментации мест обитания; (II)чрезмерная и нерациональное использование природных ресурсов; (III) загрязнение; (IV) инвазивные чужеродные виды, и (v) изменение климата
Создание Зеленой инфраструктуры Зеленый инфраструктура - стратегически планируемая и реализуемая сеть зеленых территорий высокого качества и других экологических характеристик. ЗИ должна быть выполнена и управляться как многофункциональный ресурс способный предоставлять широкий спектр выгод и услуг.
Биоразнообразие и климатические изменения Три ключевые рекомендации: приступить к определению ключевых вопросов как можно раньше с участием заинтересованных сторон; понять ключевые вопросы изменения климата, и как изменение климата взаимодействует с другими факторами развития при СЭО, и понять ключевые вопросы биоразнообразия и, как биоразнообразие взаимодействует с другими факторами развития при СЭО.
Примеры СЭО: планы управления речными бассейнами в Испании, План регионального развития Лиссабона как столичного региона в Португалии.
Набор методов для использования в СЭО Экспертная оценка Оценка кумулятивного воздействия на окружающую среду Наилучшие доступные технологии (НДТ) и наиболее экологически практичные технологии Картирование ограничений и благоприятных альтернатив Консультации и общественное участие Анализ «издержки-выгоды» Экологические «следы» Оценки устойчивости и комплексная оценка Моделирование Мультикритериальный анализ Причинно-следственный анализ Оценка качества жизни Оценка рисков Тестирование сценариев
Распространение опыта использования СЭО С 2000 г. все страны-кандидаты в члены ЕС разрабатывают свои системы СЭО в соответствии с требованиями Директивы 2001/42/EC, посвященной оценке последствий определенных видов планов и программ на окружающую среду. Ни одна из стран ЦА не присоединилась к Протоколу по СЭО Конвенции Эспоо Некоторые страны ВЕКЦА: Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Туркменистан применяют для набора стратегических действий экологическую экспертизу. К ним относятся планы развития, программы, стратегии, предназначенные для секторов, юридические нормы и регулирование с экологическими последствиями.
В странах ЦА практически отсутствуют ясные и применимые на практике рекомендации или руководящие указания по проведению СЭО. Многие из существующих рекомендаций распространяют на оценку стратегических инициатив подходы ОВОС проектного уровня, что приводит к нежелательным результатам и препятствует более широкому практическому применению СЭО.
В своей основе законодательство большинства стран ЦА не проводит принципиального различия между инициативами стратегического и проектного уровня, устанавливая для них единую процедуру экологической оценки. Предполагается, что планы или программы, подобно проектам конкретных хозяйственных объектов, должны проходить оценку (ОВОС) и получать положительное заключение экологической экспертизы (ЭЭ) перед принятием или утверждением соответствующим законодательным или исполнительным органом. Этот процесс может быть также дополнен носящей рекомендательных характер общественной экологической экспертизой (ОЭЭ).
Под внешним сходством процессов СЭО и ЭЭ скрываются значительные отличия. В целом процедура и методы СЭО зависят от природы той стратегической инициативы, которая подлежит оценке. Это могут быть, например, градостроительные планы или иные планы территориального развития, отраслевые программы и т.д. Сложнее проводить СЭО стратегических решений, для которых невозможно предсказать количество и тип индивидуальных проектов, могущих осуществиться как их результат. Финансово-экономические и подобные им решения, нормативные акты, международные соглашения, политики или стратегии национального уровня. Тем не менее, проведение СЭО необходимо и для таких инициатив.
Если процедуры подготовки проектов так или иначе регламентированы, то многие стратегические решения разрабатываются и утверждаются без следования строго определенным правилам. Серьезную трудность нередко представляет обеспечение участия в СЭО общественности и других заинтересованных сторон.
Основными сильными сторонами систем экологической оценки в странах ВЕКЦА, которые могут быть использованы при создании национальных систем СЭО, являются: элементы СЭО в национальном экологическом законодательстве (законы об охране окружающей среды, законы и подзаконные акты об экологической экспертизе и т.д.) в форме ЭЭ и ОВОС; требования ОВОС, ее компоненты, а также историческое и культурное наследие; требования обеспечения устойчивого использования природных ресурсов.
В то же время в системах экологической оценки соответствующих стран ВЕКЦА были выявлены недостатки: Институциональная система (напр.,ограниченная открытость систем планирования для проведения оценок и консультаций с заинтересованными органами и общественностью уже на этапе разработки планов или программ
Процедурные и методические вопросы Отсутствие адекватных методических руководств, которые способствовали бы практическому применению СЭО посредством описания эффективных процедур и аналитических методов, соответствующих требованиям Протокола по СЭО; Отсутствие или недостаточная эффективность процедур скрининга (отбора объектов оценки), которые обеспечили бы проведение СЭО лишь для инициатив, могущих оказать существенное воздействие на окружающую среду, а также отсутствие процедур определения сферы охвата (круга задач) оценки; Ограниченное рассмотрение альтернативных вариантов в процессе экологической оценки; Ограниченный опыт или отсутствие опыта оценки воздействия на здоровье населения (проводится лишь проверка соответствия санитарно-гигиеническим нормам и правилам).
Прозрачность и участие Ограниченная осведомленность о преимуществах участия общественности в разработке планов или программ, а также ограниченная степень реализации положений Орхусской конвенции в стратегическом планировании; Ограниченное участие общественности в процедурах ОВОС и ЭЭ и общая слабость процедуры ОЭЭ. Источники: материалы О. Печенка и Евросоюза
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Ренат Перелет