Политика минимизации воздействия на изменение климата и меры, осуществляемые Проектом Clima East в регионе Микола Раптсун, Руководитель группы, Проект Clima East Проект финансируется Европейским Союзом Четвертая Конференция на высшем уровне стран ЕС и Центральной Азии: Платформа для сотрудничества в области окружающей среды и водных ресурсов февраля 2013 г., г. Бишкек, Кыргызская Республика
CLIMA EAST: ПОДДЕРЖКА В МИНИМИЗАЦИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА И АДАПТАЦИИ В РОССИИ И ВОСТОЧНЫХ СТРАНАХ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ЕПС Страны-бенефициары: Армения, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Молдова, Российская Федерация и Украина (страны-партнеры – СП) Временная рамка Проекта: октябрь 2012 г. – октябрь 2016 г. Бюджет Проекта: максимум 7 млн. Евро* Финансирующая организация: Европейская Комиссия (ЕК), Генеральный директорат по развитию и сотрудничеству Европейской Комиссии (DEVCO) * Часть более крупного пакета Проекта «Clima East», который будет также состоять из пилотных проектов по подходам к изменению климата на основе экосистем (максимум 11 млн. Евро)
Углеродоемкость на единицу прироста ВВП в 2008 г. в Европейских и Центрально-азиатских странах с переходной экономикой Source: IEA, EBRD ( 2011 )
Факторы риска экстремальных климатических условий в Европейских и Центрально-азиатских странах с переходной экономикой Source: WB (2009)
ОБЩИЕ И КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ Общей задачей Проекта «Clima East» является оказание поддержки СП в усовершенствовании их оснащенности по сокращению выбросов парниковых газов и улучшении готовности к борьбе с воздействиями изменения климата. Конкретные задачи: Улучшение потенциалов в вовлечении в и исполнении Киотского Протокола и его потенциального правопреемника путем улучшения доступа к информации и экспертной оценке в области политики ЕС по проблемам оздоровления климата и возникающему законодательству ЕС, связанному с климатом. Продвижение диалога с ЕС по изменению климата и поддержке в приближении к единой нормативной базе ЕС по изменению климата и энергетике Укрепление потенциала в стратегическом планировании по отношению к минимизации воздействия, включая стратегии по энергетической эффективности, связанные парниковыми газами, НАМА, а также стратегии по снижению содержания углерода Укрепление потенциала в стратегическом планировании по отношению к адаптации к изменению климата, включая оценку воздействия и уязвимости. Оказание поддержки странам, включенным в Приложение 1, в выработке внутригосударственных и региональных систем торговли квотами на выбросы парниковых газов Оказание поддержки странам, не включенным в Приложение 1, в области МЧР и других механизмов финансирования.
ПОДХОД CLIMA EAST Гибкость и структура, управляемая запросами Начальный этап/этап планирования (6 месяцев) – подтверждение/выявление потребностей заинтересованных сторон и приоритетов для технического содействия Запросы, удовлетворительные для стран-бенефициаров Концентрация на пробелы и дополнительность мер Региональная концентрация с упором на национальные приоритеты Обмен опытом, идеями и подходами Передача передовой практики от ЕС, а также в пределах региона Доступность и видимость Брюссельская база, как мост к экспертным знаниям ЕС, с существенным присутствием в регионе действия проекта Акцент на осуществимость проекта и распространение информации (высококачественные веб-сайт, мероприятия и публикации)
ПРИОРИТЕТЫ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОСЛЕДНИХ ПЕРЕГОВОРОВ ПО ВОПРОСАМ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА, ВКЛЮЧАЯ ДОХИЙСКУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ 19 СТОРОН Рыночные механизмы Киотского Протокола (МЧР, ПСО) и новые рыночные механизмы Долгосрочное климатическое финансирование, включая Зеленый климатический фонд Планы по адаптации, основанные на оценках уязвимости Мероприятия по охране лесов, предотвращению дальнейшего обезлесивания
ПРЕДЫДУЩИЕ ПРОЕКТЫ ПО ИЗМЕНЕНИЮ КЛИМАТА В РЕГИОНЕ, ФИНАНСИРОВАННЫЕ ЕС Техническое содействие Украине и Беларуси в связи с их обязательствами по вопросам предотвращения глобального изменения климата ( гг.) - Создание систем инвентаризации парниковых газов - Разработка политики и положений ПСО - Консультирование по созданию национального реестра парниковых газов - Подготовка национальных сообщений по Рамочной конвенции ООН об изменении климата Поддержка в реализации Киотского протокола ( гг.) - Повышение информированности, обучение и развитие институционального потенциала - Содействие в создании стратегий по минимизации воздействия на изменение климата и адаптации к изменению климата - Политика, меры и механизмы финансирования минимизации воздействия на изменение климата в рамках Киотского протокола, направленные на рациональное использование энергоресурсов.
ПРИМЕРЫ ХОРОШИХ УСПЕХОВ В ПОЛИТИКЕ И МЕРАХ ПО МИНИМИЗАЦИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА В РЕГИОНЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Украина зарегистрированных ПСО (свыше 350 млн. Евро) - более 500 проектов, осуществляемых в рамках Схемы зеленого инвестирования - Тариф на подключение («зеленый тариф») (2009 г., 2012 г.) для поддержки возобновляемой энергии - Налоговые стимулы для производителей экономичного оборудования (2011 г.) и выработки энергии из источников возобновляемой энергии (2012 г.) Молдова - Стратегия по снижению уровня выбросов (2011 г.) и альтернативные варианты политики по адаптации к изменению климата - Законы об энергетической эффективности (2010 г.) и о возобновляемой энергии (2007 г.) оказывают поддержку ЭЭ и ВЭ, включая инвестиционные льготы - Национальное агентство по энергетической эффективности создано в 2011 г. Белоруссия - Положение о финансовых стимулах для реализации энергосберегающих технологий в государственном секторе (2010 г.) - Закон о возобновляемых источниках энергии (2010 г.) создает правовую среду и отдает предпочтения инвестициям в области возобновляемой энергии
ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГИИ (ЭЭ И ВЭ) В РЕГИОНЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Весьма неравномерное распределение по странам Белоруссия, Молдова и Украина наиболее продвинуты в данном направлении Распространены «пряничные» стимулы Налоговые стимулы и зеленые тарифы наиболее широко распространены среди финансовых Гарантированный доступ к электроэнергии является наиболее общепринятым нефинансовым стимулом Рыночные стимулы и стандарты являются наименее используемыми стимулами Все еще имеется значительный пробел между СП и странами ОЭСР относительно разработки и реализации политики в области ЭЭ и ВЭ
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ НЕДОСТАТКОВ В РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭЭ И ВЭ Основополагающие документы (Законы, Программы и.т.д.) зачастую являются общими и декларативными Предлагаемые стимулы недостаточны для создания привлекательного инвестиционного климата Условия стимулов являются непрозрачными или недостаточно ясными Стимулы не действуют из-за недостаточности необходимого финансирования Решения, принимаемые на государственном уровне, не выполняются ввиду отсутствия контроля и мониторинга Значительные административные и межведомственные барьеры
ЗАКЛЮЧЕНИЯ СП все еще имеют огромный неосуществленный потенциал в реализации политики (мер) в области ЭЭ и ВЭ и переходе на траекторию развития низкоуглеродных элементов; Развитие потенциала и создание национальной системы управления ЭЭ и ВЭ является ключом к достижению успеха; Установка конкретных целей, определение источников и механизмов для достаточного финансирования, внедрение процедур мониторинга и оценки являются наиболее важными функциями управления ЭЭ и ВЭ; Правительствам следует уделять больше внимания на такие экономически эффективные политики, как стандарты и рыночные стимулы, которых в настоящее время, большинство СП игнорируют; СП должны продолжить изучение международного опыта, как в пределах региона реализации проекта, так и за его пределами, включая передачу знаний и опыта ЕС Извлечение уроков из неудачных попыток может быть таким же важным, как получение знаний от историй успеха
Контактная информация К команде Проекта «Clima East» можно обратиться по следующим адресам: Milieu Ltd, c/o Clima East Office Rue Blanche n Brussels, Belgium Интернет-сайт Проекта, в настоящее время, находится в стадии разработки, но дополнительная информация по Проекту представлена в: