ОВОС и СЭО в странах Центральной-Азии. Законодательство и практический опыт. Печенюк Олег ОО « Независимая экологическая экспертиза » Кыргызстан
Соглашения ЕЭК ООН Договора КазКырТаджТуркУз Конвенция Эспо рат прис-- Орхусская конвенция рат - Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния рат - Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер рат-- Конвенция по промышленным авариям рат---- Рамочная Конвенция по защите морской среды Каспийского моря рат
Двусторонние соглашения о сотрудничестве в области охраны окружающей среды между Правительством Республики Казахстан и Правительством Кыргызской Республики между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Узбекистан между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Кыргызской Республики сотрудничество в области проведения совместных экологических экспертиз для объектов имеющих потенциальное трансграничное воздействие;
Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ На Межпарламентской Ассамблеи государств- участников СНГ в г. Санкт-Петербурге Постановлением 36-7 был принят «модельный закон о стратегической экологической оценке». Статья 11 предписывает привести национальные законодательства в соответствие с настоящим Законом: «Законодательные и иные нормативные правовые акты субъектов права государства разрабатываются и (или) приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня его вступления в силу».
Базовые НПА для ОВОС и СЭО НПА КазКырТаджТуркУз Конституция Экологический кодекс + Закон «Об охране окружающей среды» + Закон «Об охране природы» +++ Закон «Об экологической экспертизе» ++++ Закон «Об государственной экологической экспертизе» + Закон «Общий технический регламент по обеспечению экологической безопасности в КР» +
Подзаконные акты Казахстан Инструкция по проведению оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду при разработке предплановой, плановой, предпроектной и проектной документации Инструкция к квалификационным требованиям к лицензируемому виду деятельности по природоохранному проектированию, нормированию и работам в области экологической экспертизы. Стандарт государственной услуги "Выдача заключений государственной экологической экспертизы для объектов I категории« Стандарт государственной услуги "Выдача заключений государственной экологической экспертизы для объектов II, III и IV категорий« Правил проведения государственной экологической экспертизы
Подзаконные акты Таджикистан Порядке оценки воздействия на окружающую среду Порядок проведения государственной экологической экспертизы Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений разделов ОВОС, ООС и проектно- технических документаций Узбекистан Положения о государственной экологической экспертизе в Республике Узбекистан
Республика Казахстан
Оценка воздействия на окружающую среду процедура, в рамках которой оцениваются возможные последствия хозяйственной и иной деятельности для окружающей среды и здоровья человека, разрабатываются меры по предотвращению неблагоприятных последствий (уничтожения, деградации, повреждения и истощения естественных экологических систем и природных ресурсов), оздоровлению окружающей среды с учетом требований экологического законодательства Республики Казахстан. (Статья 35 Экологический кодекс РК) ОВОС производится в целях определения экологических и иных последствий вариантов принимаемых управленческих и хозяйственных решений, разработки рекомендаций по оздоровлению окружающей среды, предотвращению уничтожения, деградации, повреждения и истощения естественных экологических систем и природных ресурсов. (Инструкция по проведению оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду при разработке предплановой, плановой, предпроектной и проектной документации)
Последние изменения 1. Исключены требование о прохождении ОВОС для существующих объектов. (ст. 36, 44) 2. Изменены стадии ОВОС(убраны стадии: оценка территории, послепроектный анализ) (ст. 37) 3. Получение лицензии для разработчиков ОВОС необходима только для объектов 1 категории опасности. (ст.38) 4. Прописана ответственность разработчика и заказчика за достоверную и полную информацию (ст.38) 5. Из объектов оценки воздействия убрали парниковые газы (ст.39) 6. Появляется понятие не классифицируемые объекты - виды деятельности, не относящиеся к классам опасности согласно санитарной классификации производственных объектов (ст. 40) 7. Из документации по ОВОС исключили декларацию о намерениях (ст. 41)
Элементы СЭО в Экологический кодексе РК: Ст.36 пункт2 «Результаты оценки воздействия являются неотъемлемой частью предплановой, плановой, предпроектной и проектной документации». Ст. 47 пункт 1 к объектам государственной экологической экспертизы относятся: Проекты государственных, отраслевых и региональных программ с сопровождающими их материалами оценки воздействия на окружающую среду; Проекты нормативных правовых актов Республики Казахстан, нормативно-технических и инструктивно- методических документов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду; Проекты генеральных планов застройки (развития) городов и территорий, в том числе территорий специальных экономических зон и территорий с особым режимом ведения хозяйственной деятельности;
Элементы СЭО в Экологический кодексе: Ст. 47 пункт 3 Проекты государственных, отраслевых программ, нормативных правовых актов Республики Казахстан, нормативно-технических и инструктивно- методических документов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду, разрабатываемые центральными государственными органами, относятся к I категории. Проекты региональных программ, нормативных правовых актов Республики Казахстан, нормативно- технических и инструктивно-методических документов, разрабатываемых органами местного государственного управления, относятся ко II категории.
Кыргызская Республика
Нормативные правовые акты Закона КР «Об экологической экспертизе», ст. 10 Наличие оценки воздействия на окружающую среду в составе всех видов и стадий разработки проектной документации является обязательным и служит основой для принятия решения специально уполномоченным государственным органом по экологической экспертизе
В связи с ведением 2009г Закона КР «О нормативных правовых актах» инструкции, положения, правила не утвержденные законами, либо постановлениями Правительства не действительны. Законом КР «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике» от 2004г. устанавливается, что обязательные требования к продукции и/или связанным с ней процессам принимаются, только в виде технических регламентов.
Республика Таджикистан
«Планирование новых объектов и видов деятельности, которые могут оказать влияние на окружающую среду, осуществляется на основе документации по оценке воздействия на окружающую среду, подвергаемой в обязательном порядке государственной экологической экспертизе». (Часть 1 статьи 26 Закона РТ «Об экологической экспертизе») Следует отметить, что в Общей схеме процесса ОВОС, указанной в Порядке оценки воздействия на окружающую среду (утвержден постановлением Правительства Республики Таджикистан от ), ГЭЭ включена в общую схему и указана как один из этапов процесса ОВОС Одним из важных моментов можно отметить наличие положений, указывающих на необходимость разработки ТЗ и согласования его со специально уполномоченными государственными органами, а также предусматривающих предоставление возможности общественности ознакомиться с проектом ТЗ и подать свои предложения и замечания. Особенности проведения ОВОС
Трансграничное ОВОС Ст. 7 Закон РТ «Об экологической экспертизе» к объектам ГЭЭ относятся технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которые могут оказывать отрицательное воздействие на окружающую среду сопредельных государств или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов, или которые затрагивают интересы сопредельных государств, определенные международными правовыми актами, признанными Республикой Таджикистан
Трансграничное ОВОС В Разделе III Порядка также указывается, что материалы ОВОС проектов с возможным трансграничным воздействием, а также иные сложные проекты проходят обязательный контроль качества, проводимый организациями или экспертами, имеющими опыт деятельности в рамках Конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте не менее трех лет.
СЭО В Порядке оценки воздействия на окружающую среду указано, что если экологической оценке подвергаются концепции, перспективные (генеральные) планы и программы социально-экономического развития страны, то ОВОС осуществляется как стратегическая экологическая оценка.
Республика Туркменистан
Форма проведения экологической экспертизы только государственная. В ст. 16 Закона «Об охраны природы» есть обязательства проведения ОВОС
Республика Узбекистан
Закон «Об экологической экспертизы» Статья 15. Для проведения государственной экологической экспертизы заказчиком представляются: по проектируемым объектам - материалы оценки воздействия на окружающую среду, содержащие проект заявления о воздействии на окружающую среду, заявление об экологических последствиях, а в случаях, предусмотренных законодательством, - заявление о воздействии на окружающую среду; по действующим объектам - проекты экологических нормативов, заявление о воздействии на окружающую среду, разработанное при установлении факта воздействия объекта на окружающую природную среду и здоровье граждан. Заказчик вправе дополнительно представить материалы экологического аудита;
Статья 24. Экологический аудит Экологический аудит - независимая экологическая экспертиза действующих предприятий и других объектов, оказывающих негативное влияние на состояние окружающей природной среды, проводимая экологическими аудиторами (фирмами) в порядке и на условиях, установленных законодательством.
Общие проблемы Проблемы понятийного аппарата, позволяющие толковать понятия, ситуации, проблемы, образы, события на усмотрение заказчика либо гос. органа : «экосистема», «рациональное природопользование», «наилучшие доступные технологии» Отсутствие норм, чётко регулирующих сам порядок (процедуру) проведения ОВОС, его отдельных этапов и, в первую очередь, соответствующих сроков выполнения тех или иных действий, не даёт возможности в полной мере оценить эффективность реализации На практике всё ещё остаётся подход, который направлен больше на обеспечение конечного результата – подготовку материалов ОВОС, чем на соблюдение процедуры подготовки этих материалов.
Общие проблемы Отсутствуют в законодательствах стран ясные и применимые на практике рекомендации или руководящие указания по проведению трансграничного ОВОС и СЭО. Нет различия между инициативами стратегического и проектного уровня (установлена единая процедура экологической оценки). В национальных законодательствах стратегические документы декларативно относят к объектам экологической экспертизы. Финансовое бремя
Рекомендации
ОВОС Необходимо создание на национальном уровне чёткого механизма, который бы гарантировал, что виды деятельности с вероятным существенным трансграничным воздействием будут на раннем этапе попадать во внимание компетентного органа, который будет располагать необходимыми возможностями для принятия решения о том, в связи с каким из этих видов деятельности должно быть направлено уведомление, а также, в соответствии с требованиями Конвенции, сможет обеспечить своевременное уведомление затрагиваемой стороны и другие процедуры, предусмотренные требованиями международных договоров.
Необходимо определить четкий набор критериев, используемых для принятия решения о целесообразности направления уведомления Затрагиваемой Стороне
Рекомендации по СЭО Необходимо разработать национальные механизмы проведения экологической оценки стратегических документов Определить границы раздела ответственности и компетенций различных участников процесса СЭО Оценка услуг экосистем. Встраивание стоимости услуг экосистем в себестоимость товаров и услуг Контроль за исполнением, повышение административной, уголовной и гражданской правовой ответственности за реализацию принимаемых решений Внедрение реальных механизмов межведомственного и межсекторального взаимодействия Повышение потенциала основных групп интересов. Оптимизировать систему профессиональной подготовки специалистов в разных областях природоохранной и управленческой деятельности.
Спасибо за внимание!