Итоги регулирования энергосбытовой деятельности 2012 года и ожидания 2013 года Н.В. Невмержицкая Председатель правления НП ГП и ЭСК Москва Апрель 2013
Ключевые события 2012 года Ликвидация маржинального дохода (изменение принципов оплаты мощности) Выход потребителей на ОРЭМ без учета тарифных последствий Позднее решение о возможности роста сбытовой надбавки более 10% Переход на расчеты за услуги по передаче точкам поставки Невозможность пересмотра сбытовых надбавок для населения и потерь с 1 января 2013 года Принятие Новых МУ по расчету СН Ограничение на прирост сбытовых надбавок (1,4 раза по прочим, 2 раза по населению со 2 полугодия 2013 года) 2 Что далее? «Эталонный сбыт» Что далее? «Эталонный сбыт»
Убытки от порядка формирования цен для 1 ценовой категории График потребителей 3-6ЦК в целом более равномерный, чем график ГП в В часы максимума ГП покупает по высоким ценам, которые не компенсируют ему ни потребители 3-6ЦК (покупают в часы максимума мало), ни потребители 1ЦК (платят по средневзвешенной цене за месяц по графику ГП) – выпадающие доходы ГП (в примере 4 коп/кВтч или 17 млн.руб. в год) Предложение Почасовые объемы потребления э/э потребителями 1ЦК должны рассчитываться по аналогии с коэффициентом использования мощности: Покупка ГП э/э на РСВ + + Покупка ГП э/э у ген. на РРЭ - - продажа ГП э/э на РРЭ 2-6ЦК 3
Новые принципы установления сбытовых надбавок Раздельный учет затрат на население и прочих потребителей Сбытовые надбавки для прочих потребителей в виде формулы (доходность продаж) 4 подгруппы прочих потребителей Учет в НВВ резервов по сомнительным долгам и средств на обслуживание кредитных ресурсов Учет в сбытовой надбавке на покупку потерь перекрестного субсидирования 4
Сбытовые надбавки по прочим потребителям (с ) 5
Влияние сбытовой надбавки на цены 6
Нерешенные проблемы установления сбытовых надбавок Отсутствие признанной величины дохода собственников Сохранение существенной дифференциации по регионам и убыточность некоторых компаний вследствие ограничений на рост СН Отсутствие единых методологических подходов по обеспечению качества обслуживания потребителей (начиная с мая 2013 года) Отсутствие компенсации перекрестного субсидирования если факт потерь ниже норматива. Системная картина, так как в рамках RAB-регулирования норматив - долгосрочный параметр, и сетевые организации стимулируются на сокращение факта Необходимы изменения в МУ: Расчет сбытовой надбавки для сетевых организаций по перекрестке осуществлять на балансовые объемы потерь, скорректированные на отношение фактического объема потерь базового периода к балансовому объему потерь базового периода 7
Плотность размещения центров очного обслуживания Количество договоров на 1 сотрудника Функционал центров заочного обслуживания Способы обеспечения внесения платы без комиссии Соотношение очного/заочного обслуживания для разных групп потребителей и групп гарантирующих поставщиков Определение целевых показателей качества обслуживания потребителей гарантирующего поставщика, влияющих на уровень расходов Группы ГП в зависимости от характеристик их зоны деятельности Единые принципы разнесения затрат по группам/подгруппам потребителей и база таких затрат Дифференциация эталонных затрат в зависимости от групп гарантирующих поставщиков и подгрупп потребителей Учет минимальной доходности собственников Необходимые условия для разработки методологии «эталонного сбыта» 8
Тарифы для населения
Проблематика тарифов для населения Уточнение методологии Ожидание введения социальной нормы Несколько ГП в регионе и разные виды тарифов (одноставка, зонные, для села и электроплит) Введены единые зоны суток 10
Перекрестное субсидирование складывается из: Тарифы для населения, которые не покрывают сумму составляющих (тариф на передачу для населения, покупка по РД для населения, сбытовая надбавка для населения, инфраструктурные платежи), вплоть до тарифа на передачу для населения равного 1 коп./кВтч Тарифы для населения с понижающими коэффициентами (0,7 для села, от 0,7 до 1 для электроплит) Тарифы для населения по зонам суток (льготные практически во всех регионах) Проблема перекрестного субсидирования Тариф на передачу для населения Установленный тариф для населения Покупка по РД для населения Перекрестное субсидирование Покупка на ОРЭ Перекрестное субсидирование Сбытовая надбавка сетей на потери Средневзвешенная СН Экономически обоснованный тариф для населения Цена покупки потерь для сетей Тариф на передачу для прочих Покупка на ОРЭ Цена покупки электроэнергии (мощности) для прочих Сбытовая надбавка Инфраструктура Сбытовая надбавка Инфраструктура 11
Отношение ставок двухзонного тарифа для населения на 1 пг 2013 к одноставочному (без учета коэффициента 0,7) 12
Предложения по расчету тарифов для населения Одноставочные для населения в пределах соцнормы – единые по всем ГП регионаЭлектроплиты – понижающий коэффициент К1 к тарифу для газовых плит (от 0,7 до 1)Село – понижающий коэффициент К2 к тарифу для газовых плит (от 0,7 до 1) Устанавливаются исходя из стоимости передачи сверх соцнормы (рассчитываемая как средневзвешенная стоимость услуг на передачу в регионе без учета перекрестки) Не более чем на 30% выше тарифа в пределах соцнормы в первый год, на 60% - во второй Одноставочные для населения сверх соцнормы – единые по всем ГП региона С применением повышающих и понижающих коэффициентов 0,6-0,8 и 1,2-1,4 к одноставочному тарифу (разные коэффициенты для тарифов в пределах/сверх соцнормы и 2-х и 3-х зонных тарифов); Зонные: Отклонения стоимости за услуги по передаче, которую ГП получает с населения с учетом его структуры потребления – перекрестка через сбытовую надбавку на потери Тариф на передачу – единый одноставочный тариф отдельно в пределах, отдельно сверх сверх социальной нормы 13
Подходы к установлению социальной нормы Размер социальной нормы зависит от типа и группы домохозяйства, по месяцам не дифференцируется (исключение - для электрообогрева дифференцируется по сезонам) и более… Чем больше зарегистрированных… …тем больше социальная норма на домохозяйство! + специальные подходы для приравненных к населению категорий ГРУППЫ ДОМОХОЗЯЙСТВА от «1» до «5 и более» Расположено в городе и оборудовано электроплитой и (или) электроотопительной установкой Расположено в городе и не оборудовано электроплитой и (или) электроотопительной установкой Расположено в сельской местности УЧЕТ ЭНЕРГОЕМКОГО ОБОРУДОВАНИЯ Соц.норма Город Село Соц.норма + учитывается наличие обогревательного оборудования в отопительный период (при отсутствии централизованного отопления) + 50 кВтч/мес + 20 кВтч/мес 14
Отчетность, предоставляемая гарантирующими поставщиками Территориальный орган ФСГС (статистики) – 37; ОАО «Администратор торговой системы», НП «Совет рынка» – 18; Публикация на сайте и/или в СМИ – 18; Органы местного самоуправления – 14; Региональные регулирующие органы (РЭК) – 12; Региональные министерства энергетики, финансов, сельского хозяйства и др. – 11; ФСТ РФ – 8; ОАО «Системный оператор» – 8; Минэнерго РФ – 6; 15 Нужна унификация в рамках ГИС ТЭК и ЕИАС с исключением всех прочих видов отчетности (кроме бухгалтерской и налоговой отчётности) Публикация в Государственную информационную систему (ГИС) ТЭК – 5; ОАО «Центр финансовых расчётов» – 4; ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике» – 2; ФАС РФ – 2; ФНС РФ – 2; Федеральное статистическое наблюдение – 1; Ростехнадзор – 1; Прокуратура – 1; Счётная Палата – 1. Количество предоставляемых форм отчётности (всего 151):