Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы Актуальное состояние процесса планирования развития электроэнергетической отрасли на региональном уровне Роман Бердников Заместитель Председателя Правления ОАО «ФСК ЕЭС»
Page 1 Перспективное развитие электроэнергетики Инвестиционные программы субъектов электроэнергетики Приказ ОАО «ФСК ЕЭС» от «Об исполнении ОАО «ФСК ЕЭС» постановления Правительства РФ от «О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики» Корректировка Генеральной Схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года с учетом перспективы до 2030 года. Одобрена Правительством РФ (выписка из протокола заседания Правительства РФ от ) Схема и программа развития Единой энергетической системы (ЕЭС) России, включая развитие единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС) напряжением 220 кВ и выше, на период 2011–2017 годов. (Утверждена приказом Минэнерго России от ) В Минэнерго России при участии ОАО «ФСК ЕЭС» разработаны Требования к содержанию схем и программ развития электроэнергетики субъектов РФ. Письмом от АШ-2074/09 Требования направлены в регионы Постановление Правительства РФ от «О схемах и программах перспективного 17 октября 2009 г. N 823 развития электроэнергетики» Минэнерго РФ ОАО «СО ЕЭС» ОАО «ФСК ЕЭС» Генеральная схема объектов электроэнер ( корректировка не размещения гетики на 15 лет реже 1 раза в 3 года) Администрации субъектов РФ ОАО «ФСК ЕЭС» ОАО «СО ЕЭС» Схема развития ЕЭС (включая Схему развития ЕНЭС) на 7-летний период (ежегодно, до 1 марта) Схема развития электроэнергетики субъекта РФ на 5-летний период (ежегодно, до 1 мая)
Page 2 Нормативно-правовые документы, регламентирующие перспективное развитие электроэнергетики Постановление Правительства РФ от 17 октября 009 г. N 823 «О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики» Схема и программа развития Единой энергетической системы России на период 7 лет (корректировка ежегодная) Генеральная схема развития электроэнергетики России на период 15 лет с (корректировка по мере необходимости, но не реже 1 раза в 3 года) Министерство энергетики РФ Программы развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации, на период 5 лет (корректировка ежегодная) ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «СО ЕЭС» Органы исполнительной власти субъектов РФ
Page 3 Цель : Обеспечение сбалансированного развития электроэнергетики на период 5 лет, формируемого на основе планов социально- экономического развития регионов. Задачами формирования Схем и программ развития электроэнергетики субъектов РФ являются: 1.Информационное обеспечение деятельности органов государственной власти при формировании государственной политики в сфере электроэнергетики, а также организаций коммерческой и технологической инфраструктуры отрасли, субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, инвесторов; 2. Обеспечение координации планов развития топливно-энергетического комплекса, транспортной инфраструктуры, программ (схем) территориального планирования и схем и программ перспективного развития электроэнергетики; 3.Скоординированное развитие магистральной и распределительной сетевой инфраструктуры. Прогноз спроса на электрическую энергию и мощность, разрабатываемый по региональным энергосистемам, и основным крупным узлам нагрузки, расположенным на территории субъекта РФ Ежегодный отчет о функционировании ЕЭС и данные о мониторинге исполнения схем и программ развития электроэнергетики Сведения о заявках на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей Предложения системного оператора по развитию распределительных сетей, а также предложения сетевых компаний и органов исполнительной власти субъектов РФ по развитию сетей и объектов генерации на территории субъекта РФ ОАО «СО ЕЭС», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Холдинг МРСК»» Органы исполнительной власти субъектов РФ Схема и программа развития ЕЭС России Схемы и программы развития электроэнергетики субъектов РФ Схемы и программы развития электроэнергетики субъектов РФ Взаимодействие при разработке схем и программ развития электроэнергетики субъектов РФ
Page 4 В настоящее время рассмотрены и согласованы 49 Программ развития электроэнергетики Республик, краёв и областей, утверждённых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Южный регион 4 Согласование с ОАО «ФСК ЕЭС» Схем и программ развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации п. 25. Схемы и программы развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации (далее - схемы и программы развития электроэнергетики регионов) разрабатываются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при участии системного оператора и сетевых организаций на 5-летний период с учетом схемы и программы развития Единой энергетической системы России (постановление Правительства Российской Федерации от «О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики») Не согласованы с ОАО «ФСК ЕЭС»: 1.Курская область; 2.Белгородская область; 3.Архангельская область; 4.Новгородская область; 5.Свердловская область; 6.Красноярский край; 7.Кемеровская область; 8.Республика Тыва; 9.Республика Саха (Якутия); 10.Иркутская область; 11.Республика Башкирия; 12.Республика Татарстан; 13.Еврейская автономная область; 14.Волгоградская область; 15.Тамбовская область; 16.Тверская область; 17.Ленинградская область; 18.Республика Карачаево-Черкессия; 19.Республика Северная Осетия- Алания. Активно привлекать ОАО «ФСК ЕЭС» к процессам: согласования технического задания на разработку схемы развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации, их обсуждения и согласования Схем
Page 5 Отсутствие согласования с ОАО «ФСК ЕЭС» и недочёты в выполнении Схем регионального развития приводит к рассинхронизации технологически взаимосвязанных электросетевых объектов в инвестиционных программах сетевых компаний Привлечение к разработке схем регионального развития электроэнергетики проектные организации Проектирование и строительство 2-х цепной ВЛ 220 кВ "Татаурово - Горячинская - Баргузин" Инвестиционная программа ОАО «ФСК ЕЭС» на гг., утверждена приказом Минэнерго РФ от «Об утверждении инвестиционной программы ОАО «ФСК ЕЭС» Годы строительства Инвестиционная программа ОАО «МРСК Сибири», утверждена приказом Минэнерго РФ от «Об утверждении инвестиционной программы ОАО «МРСК Сибири» Годы ПИР и строительства Проектирование и строительство 2-х цепной ВЛ 220 кВ "Татаурово - Горячинская - Баргузинская" ПИР Строительство ВЛ-110 кВ до планируемой ПС 220 кВ Горячинская 2014 ПИР Строительство ВЛ-110 кВ до планируемой ПС 220 кВ Баргузинская 2014 ВЛ-220 кВ Чита-РП Макавеево-Харанорская ГРЭС ПИР Строительство ВЛ-110 кВ ПС Багульник - ПС Заречная на многогранных опорах, 5 км ПС 220 кВ Хоринск Отсутствует ПС 220 кВ Еравна ПС 220 кВ Жарки с ВЛ 220 кВ и реконструкцией ПС Ново- Красноярская-220 кВ с последующим переименованием ПС Ново- Красноярская-220 кВ в ПС 220 Жарки Строительство заходов двух ВЛ 110 кВ Центр - Емельяново на новую ПС 220/110/10 кВ "Жарки" ПС 220 кВ Левобережная с заходами одной цепи ВЛ 220 кВ Омская ТЭЦ-4 - Лузино Отсутствует ВЛ 220 кВ Означенное – Степная (участок от опоры 64 до ПС 220 кВ Степная) и ПС 220 кВ Степная с заходами 220 кВ Отсутствует Северо-Западный Федеральный округ Организация заходов на новые ПС 330 кВ Парнас, ПС 330 Лужская, ПС 330 Зеленогорская, ПС 330 Заневская, ПС 330 Василеостровская, ПС 330 Усть-Луга. Южный и Северо-Кавказский ФО ПС 220 Бужора, ПС 220 Западный Обход, ПС 220 Восточная Промзона, ПС 220 Курганная (Проект ИП по результатам синхронизации в июне 2012) Приволжский ФО ПС 220 Сенная Центральный ФО ПС 330 Тверь Сибирский ФО ПС 220 Новобыстринская, ПС 220 Дунаевская, ПС 220 Амулет, ПС 220 Ямская, ПС 220 Исконная ПС Из 100 % объектов предназначенных к строительству в соответствии с инвестиционной программой ОАО «ФСК ЕЭС» 75 % не представлены в инвестиционных программах региональных сетевых компаний, т.е. отсутствуют в утверждённых региональных программах
Page 6 Недозагрузка электросетевых объектов магистральной сети Ответственность за включение в схем регионального развития электроэнергетики необоснованных объектов Дальневосточный ФО ВЛ 220 кВ Ключевая - Магдагачи с расширением ПС 220 кВ Ключевая и Магдагачи, строительство выполнено с соответствии с договором 397/ТП от (18,205 МВт) фактическая загрузка 13 % Уральский ФО ВЛ 220 кВ Среднеуральская ГРЭС Песчаная 1 и ВЛ 220 Среднеуральская ГРЭС Калининская 1 по титулу Восстановление подключения ВЛ 220 кВ СУГРЭС Калининская 1 с отпайкой от ВЛ 220 кВ ВТГРЭС - СУГРЭС фактическая загрузка 54% ВЛ 220 кВ Емелино-Трубная, заходы первой цепи ВЛ 220 кВ СУГРЭС-Первоуральская 1,2 на ПС 220 кВ Трубная фактическая загрузка 54 % Центральный ФО ВЛ 220 кВ Ивановская ГРЭС- ПС Неро (перевод на 220кВ) фактическая загрузка 0 % ВЛ220кВИвановскаяГРЭС-Неро фактическая загрузка 0 % Сибирский ФО Строительство двух цепей ВЛ 220 кВ Богучанская ГЭС- ПС Раздолинская с ПС 220кВ Приангарская с расширением и реконструкцией ПС 220/110/6 кВ Раздолинская, строительство выполнено с соответствии с договором ТП от /ТП фактическая загрузка 0 % ВЛ 220 кВ Тобольская ТЭЦ-Иртыш I,II цепь фактическая загрузка 25% Приволжский ФО Расширение ПС 220 кВ Нагорная (установка АТ 3) строительство выполнено с соответствии с договором от /ТП фактическая загрузка 74 % Южный ФО ПС 220кВ Яблоновская с заходами ВЛ 220кВ фактическая загрузка ВЛ КрТЭЦ-Яблоновская- 29%, загрузка ВЛ Яблоновская-Афипская- 9% загрузка АТ - 36% В Инвестиционной программе ОАО «ФСК ЕЭС» обследовано 60 электросетевых объектов нового строительства, стоимостью ,72 млн.руб. при этом фактическая загрузка в среднем составляет 53 %
Page 7 Критерии обоснования необходимости сооружения 50 электросетевых объектов: выполнены на основании результатов расчетов режимов работы электрической сети напряжением 220 кВ и выше (при необходимости 110 кВ и выше) в нормальных и послеаварийных схемах в зоне влияния обосновываемого электросетевого объекта, которые показывают необходимость (или отсутствие необходимости) его ввода. Пример обоснования объекта, выполненный в Схеме развития ЕЭС России «Технико-экономические обоснования необходимости (или отсутствия целесообразности) сооружения электросетевых объектов, сооружение которых предполагается за счет ОАО «ФСК ЕЭС» Проблема: Обеспечение надежного электроснабжения портовых комплексов Усть-Луга, Вистино, Горки в Ленинградской области; Техническое состояние: Сооружение ПС 330/110 кВ Усть-Луга с установкой двух АТ мощностью 200 МВА; Результаты расчетов : потокораспределения и уровней напряжения в электрической сети 110 кВ и выше района торгового порта Усть-Луга на расчётную перспективу до 2018 г., показали, что в послеаварийном режиме при отсутствии этой подстанции необходимо ограничивать нагрузку потребителей в размере порядка 70 МВт; Техническая эффективность: ПС 330/110 кВ Усть-Луга позволит обеспечить в полной мере электроснабжение таких потребителей, как ОАО «Балтийский контейнерный терминал», ОАО «Компания Усть-Луга», ОАО «Северо-Западный альянс», ОАО «Роснефтьбункер» и других; Экономическая эффективность определена для трёх вариантов: 1.Отказ от сооружения – компенсация ущерба потребителям с 2018 г., 70 мВт, при стоимости ущерба 120 руб./кВт.ч ; 2.Сетевой вариант - стоимость 1724 млн. руб. 3.Сооружение собственной резервной генерации установленной мощностью 70 МВт – 2996 млн.руб. При сравнении 2 и 3 вариантов определено преимущество 2-го варианта – Сетевое строительство: При удельной стоимости ущерба 246 руб./кВт.ч сетевой и базовый вариант являются равноэкономичными; При равных сроках окупаемости более 20 лет, стоимость строительства и стоимость последующей эксплуатации меньше; При принятых ставках дисконтирования 5 и 7 %. Алгоритм обоснования необходимости: Базовый вариант – отказ от сооружения Альтернативный вариант – Сооружение электросетевых объектов Альтернативный вариант – Сооружение объекта генерации Вывод : Для обеспечения надежного электроснабжения района портовых комплексов Усть-Луга рекомендуется сооружение ПС 330/110 кВ Усть-Луга на уровне 2017 г. Сооружение ПС 330/110 кВ Усть-Луга : Ед. изм.DR, % 5DR, % 7 ЧДДмлн. руб.2276,22082,6 ВНД%- Т ок *лет< 1
Page 8 Карта-схема электрических сетей 220 кВ и выше Ленинградской энергосистемы на период до 2018 года
Page 9 Предложения по совершенствованию процесса планирования регионального развития электроэнергетики 1.Новое название программ развития электроэнергетики – Схема развития ЕЭС России и Схемы развития электроэнергетики субъекта Российской Федерации. 2.Изменить срок формирования Схем перспективного развития электроэнергетики 1 раз в 3 года с ежегодной корректировкой. 3.Требования к содержанию схем развития электроэнергетики субъектов РФ. 4.Обязательность использования для проектирования Прогноза спроса на электрическую энергию и мощность, утвержденного приказом Минэнерго России в Схеме и программе развития ЕЭС России на 7-ми летний период. 5. Обязательность использования Методических рекомендаций по проектированию развития энергосистем (СО ), утвержденных приказом Минэнерго России от , Методических рекомендаций по устойчивости энергосистем (СО ), утвержденных приказом Минэнерго России от при проектировании схем развития электроэнергетики. 6.Обязательность привлечения специализированной проектной организации для проектирования Схем перспективного развития электроэнергетики. 7.Обязательность предоставления обоснования спроса на электрическую энергию и мощность потребителей (заключенные договора, заявки на технологическое присоединение потребителей, документацию бизнес-программ и проектов и итоги их реализации). Внести изменения в Федеральный закон 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и постановление Правительства РФ от «О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики»
Page ОАО «ФСК ЕЭС» , г. Москва, ул. Академика Челомея, 5А Телефоны: Единый информационный центр: Для звонков из стран ближнего и дальнего зарубежья: +7 (495) Факс: +7 (495) Е-mail: Спасибо за внимание!
Page 11 1.Прогноз спроса на электрическую энергию и мощность используемый для формирования работ как правило не соответствует данным последней утвержденной приказом Минэнерго России Схемы и программы развития ЕЭС России на 7-ми летний период. 2.Региональные Схемы и программы развития как правило не соответствуют Методическим рекомендациям по проектированию развития энергосистем (СО ), утвержденным приказом Минжнерго России от , а также Методическим рекомендациям по устойчивости энергосистем (СО ), утвержденным приказом Минэнерго России от (Плохо проработаны или отсутствуют обоснования необходимости планируемых к реализации электросетевых объектов и отсутствуют необходимые расчёты электрических режимов работы электрической сети напряжением 110 кВ и выше, не проводится оценка балансовой ситуации и не корректно определяется наличие «узких мест» в региональной энергосистеме, отсутствуют карты-схемы и принципиальные схемы развития энергосистем). 3.К участию в разработке и формировании программ регионального развития электроэнергетики не привлекаются специализированные проектные организации (Оптимальные предложения по развитию распределительной сети региона, присоединению новых потребителей, месторасположению, техническим характеристикам новых центров питания могут быть разработаны только на основании информации, обладает которой специализированная проектная организация (о перспективах развития сетевых, генерирующих и др. компаний, действующих в электроэнергетическом секторе региона, Программы развития ЕНЭС, разрабатываемой ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «СО ЕЭС»). 4.Предложения по развитию электрической сети 110 кВ и выше в разрезе региональных энергетических систем по электросетевым объектам и их размещению не соответствуют реальным потребностям территорий. Для оценки перспективного спроса на электроэнергию и уровня электрических нагрузок в качестве исходной информации принимаются неподтверждённые планы потребителей и бизнес-проекты (отсутствие заявок, договоров и т.п.). Взаимодействие при разработке схем и программ развития электроэнергетики субъектов РФ Недостатки рассмотренных Программ перспективного развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации