ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Туева Светлана Викторовна учитель истории МОУ СОШ 2
Трудности: система школьного исторического образования пережила фазу кризисного развития и сложный процесс реформирования непонимание учащимися необходимости запоминания столь обширного материала и его хронологической закономерности провоцирует снижение интереса к истории ослабление внутренней мотивации учеников, невостребованность их личностного потенциала.
Актуальность: обучение и развитие носят деятельностный характер. используются все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо- поисковой деятельности.
Учёт реальных знаний и умений учащихся служит важным основанием для отбора средств и приёмов активизации, которые помогут вовлечь в работу школьников с различными возможностями познания.
технология дифференцированного обучения, индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая) гуманно-личностная технология (Ш. А. Амонашвили) теории и технологии развивающего обучения (Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, З.И.Калмыковой) Педагогические технологии:
Главное в этих технологиях это идея совместной развивающей деятельности взрослых и, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, общим анализом хода и результатов труда.
система уроков традиционной и нетрадиционной формы обучения система контроля и оценивания деятельности учащихся система внеурочной работы Компоненты системы:
Методы педагогической деятельности: метод дискуссии метод самостоятельной работы с учащимися метод самостоятельной работы с дидактическими материалами метод проблемного изложения. методы устного изложения исследовательский метод
Приемы педагогической деятельности: дидактические игры («Чистая доска», «Интервью с историческими героями» и др.)
Приемы управления познавательной деятельностью учащихся: 1) Активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу: прием новизны, прием семантизации, прием динамичности, прием значимости. 2) Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала: эвристический прием, исследовательский прием
Приёмы активизации познавательной деятельности применяю также на внеклассных мероприятиях.
Средства обучения: учебник дополнительные учебные пособия учебные карты атлас тетради с печатной основой по истории интерактивная доска
Формы обучения: фронтальная индивидуальная групповая парная
Типы и виды уроков: урок проблемного изложения урок исследования урок зачет урок с групповыми формами работы урок путешествия урок конференция урок семинар урок диспут
Результаты: - качество знаний и успеваемость
- участие во Всероссийской предметной олимпиаде школьников Муниципальный этап Учебный год Предмет УчащиесяРезультат Экономика Право Кучма Ю. 11 кл Иванов Е. 10 кл II место III место ИсторияЧерникова А. 9 кл I место ИсторияЧерникова А. 10 кл I место
Региональный этап Учебный год Предмет УчащиесяРезультат _____ ИсторияЧерникова А. 9 кл 4 место ИсторияЧерникова А. 10 кл I место
Заключительный этап В учебном году учащаяся 10А класса Черникова Александра приняла участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников.
Позитивные результаты внеурочной деятельности 2007 год III место в районной краеведческой олимпиаде, посвященной 70-летию Хабаровского края; участие в краевой научно-практической конференции «Одаренный ребенок в массовой школе»; 2008 год III место в районной краеведческой викторине «Знай и люби свой район», посвященной 35-летию Ванинского района год III место в районной краеведческой конференции «Сыны отважные России»; участие в краевой краеведческой конференции «Сыны отважные России»; I место в районном конкурсе на знание истории государственной символики и символики Хабаровского края, посвященной 70-летию Хабаровского края;