Только через метафору раскрывается материя, ибо нет бытия вне сравнения, ибо само бытие есть сравнение. О. Мандельштам О. Мандельштам.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Advertisements

Особенности образа мира у одаренных подростков По статье О.А. Богпомочевой, учителя гимназии 12 г. Липецка.
Уроки житейской мудрости.. «Открою уста мои в притче.» Библейская притча.
Цель: Выявить,описать и доказать целесообразность использования нетрадиционных подходов работы над сказкой на уроках литературного чтения в начальных классах.
Новое смысловое поле, позволяющее увидеть: КУЛЬТУРОЛОГИЮ как науку, изучающую культуру целостно, как специфическую функцию человеческого бытия ОБРАЗОВАНИЕ.
Тема лекции. 1. Речемыслительный уровень как один из элементов модели психических познавательных процессов ( по Б. Ф. Ломову ). 2. Речь как специфический.
Проект по теме : «Мифы как предыстория искусства слова » по теме : «Мифы как предыстория искусства слова »
Традиции Духовная составляющая традиции - элементы познавательной, нравственной, правовой, художественной, педагогической, религиозной и других культур.
Сопоставление сказа П.П. Бажова «Каменный цветок» со сказкой «Царевна-лягушка» Презентацию подготовила: учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия.
Средство реализации и жизненных целей. 1. Жизненная перспектива : понятие, структура, параметры. 2. Особенности формирования жизненной перспективы молодежи.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Подготовка к ЕГЭ по литературе Довыдова А.В., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1234.
Новая идеология педагогики Методологическим основанием новой педагогики и нового воспитания является переориентация на общечеловеческие ценности.
ТЕМА 10. ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ, ВООБРАЖЕНИЕ. ВНИМАНИЕ – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной,
( сравнительный анализ ).. В начале сказки Костюнина есть прямое указание на роман Замятина. Какая тема романа получила развитие в « Математическом ожидании.
Понятие о фольклоре. Детский фольклор. Малые жанры фольклора.
I.Потребность в самоанализе, самопознании, самосовершенствовании; II.Коммуникативные умения, умения разрешать конфликты; III. Творческое проектирование;
сведения об окружающем мире Задание «Свойства информации» Задание «Свойства информации»
Сказкотерапия как метод работы с этническими конфликтами в школе.
Народное Автор - народ Устное Из уст в уста Творчество Жанры: Песни сказки загадки пословицы былины.
Транксрипт:

Только через метафору раскрывается материя, ибо нет бытия вне сравнения, ибо само бытие есть сравнение. О. Мандельштам О. Мандельштам

Назначение метафорических повествований

С самого рождения человек погружен в метафорический мир, который предстает перед ним в виде сказок, сообщающих разнообразные истины реального мира. Пожалуй, именно благодаря рассказанной взрослыми сказке ребенок впервые сталкивается с дилеммой Добра и Зла. Любой вид искусства также представляет собой метафорическое преподнесение неких истин или идей.

Метафорические повествования выполняют важнейшую функцию социализации личности, охватывая как конкретные аспекты жизнедеятельности человека, так и базовые человеческие ценности.

С помощью метафорических историй решаются две основные задачи процесса социализации: С помощью метафорических историй решаются две основные задачи процесса социализации: коммуникации; обучения. Говоря о коммуникации, мы подразумеваем и познавательную, и эмоциональную ее составляющие.

Метафоры, применяемые отдельно взятым индивидуумом, отражает особенности культуры, в которой он воспитывался, жизненную поэзию, восприятие конкретной ситуации, в которой он находится в данный момент, истинное отношение к окружающим его людям.

Существует два вида метафор: 1. Э пизодическая – метафора, маркирующая одно звено в ходе рассуждений, вызывающее затруднения в понимании. 2. С квозная – это одна метафора, на которой построен весь разговор, - к ней мы обращаемся время от времени, и этапы разговора соотносимы с этапами развития событий в метафоре.

Из уровня словесной реальности, можно выделить следующие виды метафор: Пословицы и поговорки; Пословицы и поговорки; Анекдоты; Анекдоты; Басни; Басни; Притчи; Притчи; Легенды; Легенды; Мифы; Мифы; Истории; Истории; Поэзия; Поэзия; Сказки. Сказки.

Пословицы и поговорки- краткие ритмически организованные, устойчивые в речи образные изречения, употребляющиеся в переносном значении. В их основе лежит метафора. Пословицы представляют собой афористически сжатое выражение какой –либо грани опыта, имеющего некий обобщенный поучительный смысл.

В отличие от пословиц, поговорки всегда одночленны, представляют собой часть суждений и обычно лишены обобщающего поучительного смысла.

Анекдот - это та же сказка, только он короче и случается в повседневной жизни «нормальных» людей. В силу своей специфической окраски он может быть рассказан с двойной целью: разрядить атмосферу и сообщить некую информацию.

Притча – относительно краткий, афористический рассказ дидактико –аллегорического жанра, отличающийся тяготением к глубинной «премудрости» религиозного или моралистического порядка.

Спецификой поэтики притч является отсутствие описательности. Главный герой, замкнутые в рамки определенных комбинаций душевных черт, представляют не как объекты художественного наблюдения, но как субъекты этического выбора.

Легенды – устные рассказы, в основе которых лежит чудо, фантастический образ или представление, преподносимые как достоверные. В отличие от преданий, легенды всегда фантастичны по содержанию, от притч их отличает обилие деталей.

Сказки от других видов художественного эпоса отличаются тем, что их изначально воспринимают как вымысел, игру фантазии. Однако в них всегда скрыта некая истина, в донесении которой и есть предназначение сказки.

Истории – яркое, живое изображение неких реально происшедших событий с целью осмысления их значения. Истории могут быть рассказаны от первого лица, повествуя о событиях личной жизни рассказчика, или от третьего.

Миф – это взгляд на мир, в суть которого вкладывается мудрость древних людей, их представление о добре и зле, справедливости и геройстве; это непосредственная форма познавательного процесса.

Басня – жанр нравоучительного или сатирического рассказа, иносказательно изображающего людей и их поступки.

В контексте обучения метафора может служить тем мощным и творческим инструментом описания ситуации или проблемы, который предложит альтернативу,

поможет увидеть ситуацию в другом свете и, вероятно, укажет дополнительные способы устранения трудностей.

Метафоры всегда проникают в область бессознательного, активизируют потенциальные возможности человека и представляют собой не жесткое указание, не директиву – они только лишь намекают, направляют, наставляют.

Метафорический язык оказывает более драматическое воздействие, чем протокольный, официальный. Слушатели метафорических историй должны увидеть сходство между метафорической и собственной ситуациями.

Итак, метафорический язык в контексте обучения – достаточно распространенный способ помочь людям в приобретении новых знаний или проекции имеющихся на новые ситуации.

Любая метафора многозначна. В этом и заключается ее ценность, поскольку в силу данного свойства она безукоризненно «вписывается» в любую картину мира и всегда понимается человеком по- своему, а значит, правильно, то есть всегда индивидуальна.