Алгоритм включения детей с ОВР в общеобразовательные классы
1 этап – выявление и направление детей с ОВР в организации образования Осуществляется в психолого-медико- педагогических консультациях (ПМПК), где: - устанавливается статус ребенка с ограниченными возможностями; - определяется вид программы обучения; - рекомендуется тип образовательной организации; - ведется статистический учет детей с ОВР и их потребностей в вариативных условиях обучения
2 этап- выбор родителями типа организации образования для обучения ребенка с ОВР ПМПК рекомендуют наиболее адекватные и оптимальные условия обучения и воспитания детей с ОВР, однако, окончательный выбор этих условий предоставлен родителям на основании статьи 49 «Права и обязанности родителей и иных законных представителей» Закона об образовании РК «Родители и иные законные представители несовершеннолетних детей имеют право выбирать организации образования с учетом желания, индивидуальных склонностей и особенностей ребенка».
3 этап - определение детей с ОВР в организации образования С учетом интересов родителей для создания вариативных условий образования детей с ОВР отделы образования организует обучение в: 1)специальных (коррекционных) дошкольных и школьных организациях образования. 2) общеобразовательной школе (дет.саду), где могут открываться классы (группы): а) специальные (коррекционные) классы), которые осуществляют частичную интеграцию детей с ограниченными возможностями развитии в общеобразовательный процесс; Специальные классы комплектуются по типу нарушения и осуществляют обучение по специальным (коррекционным) учебным программам.
б) классы интегрированного обучения, осуществляющие полную интеграцию детей с ограниченными возможностями в развитии в общеобразовательный процесс. В одном классе интегрированного обучения могут обучаться не более трех учащихся с ограниченными возможностями.
Специальные классы и классы интегрированного обучения формируются по решению отделов образования в определенных школах на основании: - статистических данных ПМПК о потребностях различных категорий детей с ОВР в интегрированной форме обучения; - специализации общеобразовательных школ по отдельным категориям детей с ОВР с целью создания для них оптимальных условий и равных возможностей в получении образования. К этим условиям относятся: - создание безбарьерной доступной среды для интеграции детей, включая подвоз детей в школу; -обеспечение вспомогательными и компенсаторными техническими средствами обучения детей с ОВР; - учебно-методическое обеспечение.
4 этап - организация образовательного и коррекционно-развивающего процесса детей с ОВР в инклюзивных общеобразовательных организациях Осуществляется психолого-педагогическим консилиумом, в задачи которого входит: - комплектование классов интегрированного обучения; -психолого-педагогический мониторинг детей с ОВР; - контроль за реализацией психолого-педагогического сопровождения детей с ОВР.
5 этап - образовательный и коррекционно- развивающий процесс детей с ОВР в инклюзивных общеобразовательных организация Предполагает: - адаптацию образовательных учебных программ под индивидуальные образовательные потребности детей с ОВР. - коррекционно-педагогическую поддержку (сопровождение) детей с ОВР, которую осуществляют - специалисты школы и дет.садов. - составление индивидуальных образовательных и коррекционно-развивающих программ.
Кроме того, необходимо предусмотреть: 1. Принятие нормативного документа о статусе инклюзивной общеобразовательной организации образования, обеспечивающий дополнительное финансирование следующих мероприятий: - обеспечение современными техническими и вспомогательными средствами в соответствии с нормативами минимальных требований к материально-техническому и учебно-методическому оснащению и обеспечению организаций образования для детей с ОВ; - введение дополнительных ставок специалистов (педагогов- дефектологов, логопедов, психологов, социальных педагогов; - проведения курсов повышения квалификации учителей общеобразовательных школ; - введение доплат администрации и учителям общеобразовательных школ за работу с детьми с ОВР. 2. Разработка учебно-методических комплексов, методических рекомендаций для обеспечения образовательного и коррекционно- развивающего процесса и сопровождения детей с ОВР. 3. Разработка инструментов оценки учебных достижений по специальной статформе.