МАОУ «Чердынская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» Кушмангортский УКП Урок русского языка в 10 классе по теме «Состав слова и словообразование» Учитель Кошелева Евдокия Павловна Учитель Кошелева Евдокия Павловна 2012 год 2012 год
Цели: расширение знаний учащихся о значимых частях слова (морфемах), способах словообразования и словообразовательных моделях; расширение знаний учащихся о значимых частях слова (морфемах), способах словообразования и словообразовательных моделях; закрепление навыков ориентирования в основных способах словообразования и орфограммах, связанных с данным разделом лингвистики; обогащение лексики учащихся; закрепление навыков ориентирования в основных способах словообразования и орфограммах, связанных с данным разделом лингвистики; обогащение лексики учащихся; воспитание интереса к изучению русского языка. воспитание интереса к изучению русского языка.
Словарная работа Узнайте слово по началу этимологической справки к нему и запишите слова. …лат. patria (патриа) …лат. patria (патриа) …лат. trado (традо) …лат. trado (традо) …лат. festa (феста) …лат. festa (феста) …лат. plane (плане) …лат. plane (плане) …лат. litera (литера) …лат. litera (литера) …лат. porto (порто) …лат. porto (порто) …лат. milis (милис) …лат. milis (милис) …итал. soldo (сольдо) …итал. soldo (сольдо)
Проверка: Проверка: патриот традиция фестиваль планета планетарий литература милиция солдат портфель портмоне патриот традиция фестиваль планета планетарий литература милиция солдат портфель портмоне
Морфемы Определения Корень – это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и служит обычно для образования новых слов Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для образования формы слова, для связи слов в словосочетании и предложении. Основа – часть слова без окончания. В основе заключено лексическое значение данного слова.
Типы и способы словообразования Морфологические Морфологические Суффиксальный Суффиксальный Приставочный Приставочный Приставочно- суффиксальный Приставочно- суффиксальный Безафиксный Безафиксный Сложение: Сложение: слов слов с помощью соединительной гласной с помощью соединительной гласной частей слов частей слов первых букв первых букв первых звуков первых звуков Неморфологические Морфолого- синтаксический Морфолого- синтаксический (переход из одной части речи в другую) Лексико- синтаксический (сращение) Лексико- синтаксический (сращение) Лексико- семантический (распад многозначных слов на омонимы) Лексико- семантический (распад многозначных слов на омонимы)
Главная часть в слове Главная часть в слове
Связанный корень Связанный корень
Связанные корни непременно выступают в сопровождении приставок или суффиксов
ОСНОВЫ Непроизводные (стена, веселый); Непроизводные (стена, веселый); Производные (стенка, невеселый); Производные (стенка, невеселый); Производящие (лес –лесной, бегать – бег) Производящие (лес –лесной, бегать – бег)
Приведите свои примеры на все способы образования : Подзаголовок – заголовок (префикс.) Подзаголовок – заголовок (префикс.) Смелость – смелый (суф.) Смелость – смелый (суф.) Подоконник – окно (преф.-суф.) Подоконник – окно (преф.-суф.) Зелень – зеленый (безаф.) Зелень – зеленый (безаф.) Сухофрукты – сухие фрукты Сухофрукты – сухие фрукты
Объясните значение «детских» слов. В скобках укажите слова, от которых они образованы. Образец: копатка – лопатка (копать) настульная (игра) людёныш рогается затужить (пояс) грозительный (палец) иголкий покупец – продаватель
Разграничение морфемного и словообразовательного анализа Морфемный анализ Морфемный анализ 1.Определяем часть речи, устанавливаем, имеет ли оно формы словоизменения. 1.Определяем часть речи, устанавливаем, имеет ли оно формы словоизменения. 2.Выделяем основу и окончание. Определяем характер основы(членимая или нечленимая). 2.Выделяем основу и окончание. Определяем характер основы(членимая или нечленимая). 3.Выделяем морфемы в составе членимой основы и определяем их значение. 3.Выделяем морфемы в составе членимой основы и определяем их значение. Словообразовательн ый анализ Словообразовательн ый анализ 1.Определяем, является слово производным или непроизводным. 1.Определяем, является слово производным или непроизводным. 2. Выделяем производящую основу и словообразовательный формант. 2. Выделяем производящую основу и словообразовательный формант. 3.Определяем способ словообразования. 3.Определяем способ словообразования.
Буквы О – Е – Ё после шипящих Ё О Е В корнях существи- тельных и прилага- тельных: жёлудь, жёлтый, жёрнов, шёлк В словах –исклю- чениях (нельзя подобрать одноко- ренное слово с е после шипящей: шорох, шов, шорты) В суффиксах существительныхпри лагательных,наречий без ударения:певуче В окончаниях глаголов: течёт, печёт, бережёт В суф существ., прилагат, наречий под ударением: речонка, ежовый. В окончаниях существительныхпри лагательных без ударения: В словах, образо- ванных от глаголов: ночёвка, мочёный, испечённый В окончаниях сущ прилагат. под ударением: межой замшевый, плю- шевый, маршем, пуншем, сажей
Полностью себя проявил, реализовал __ Не в полной мере себя реализовал __ Не реализовал себя __ Р е ф л е к с и я (символическая оценка) Поставить «+» к определённому цвету: