Тема «Правописание -Н- и -НН- в полных именах прилагательных и причастиях ».
-Повторение и систематизация материала по теме урока. -развитие речи учащихся. -воспитание чувства прекрасного к родной природе, с помощью предлагаемого для анализа текста, а также видеоролика Цели:
Отыменные прилагательные н нн 1. От сущ. с основой на Н + Н пр. лимон – лимонный 2. От сущ. с -ЕНН- и -ОНН- пр. утро- утренний лекция – лекционный 1. От сущ. с -ИН-,-АН-,-ЯН- пр. орёл – орлиный кожа – кожаный серебро – серебряный 2. Первообразные прилагательные,не образованные от других частей речи пр. юный, пряный, зелёный, синий Исключения: стеклянный деревянный оловянный
ветрЕНый ветрЯНой ЛЗ «с ветром» ЛЗ «приводимый в движение ветром» Пример: Пример: ветреная погода ветряной двигатель ветреная девушка ветряная оспа маслЕНый маслЯНой ЛЗ «пропитанный маслом» ЛЗ «из масла, на масле» Пример: Пример: масленый блин масляные краски ЗАПОМНИТЕ:
Ваг…ое депо, кож…ый диван, ист…ое происшествие, дерев…ая изгородь, ветр…ое утро, полотн…ая скатерть, дивизи…ый командир, сви…ые котлеты, с подветр…ой стороны, соловь…ая трель, ветр…ая мельница, рум…ый юноша, плат…ой шкаф, диков…ая окраска. Закрепите:
Вагонное депо, кожаный диван, истинное происшествие, деревянная изгородь, ветреное утро, полотняная скатерть, дивизионный командир, свиные котлеты, с подветренной стороны, соловьиная трель, ветряная мельница, румяный юноша, платяной шкаф, диковинная окраска. Проверьте:
Отглагольные прилагательные Причастия Глагол (несовершенного вида)Глагол (совершенного вида) -нн--н- 1. Приставка (кроме НЕ) пр. Высушить – высушенный 2. Глагол сов.вида (что сделать?) пр. Бросить – брошенный 3. Зависимое слово, но глагол несов.вида (что делать?) пр. Кошенная утром трава 1. От глагола несов.вида (что делать?) пр. Косить – кошеная трава 2. Приставка НЕ пр. Нестриженый 3. –НН- у прилагательных с суффиксом -ова-, -ева- пр. Баловать – балованный корчевать – корчеванный Исключения: данный, желанный, священный, невиданный, негаданный, нежданный, неслыханный, неслыханный, нечаянный.
Закрепите (устно) Определите вид глагола, в зависимости от этого образуйте причастие или отглагольное прилагательное. 1.Рвать – 2.Скосить – 3.Нагрузить – 4.Пугать – 5.Ломать – 6.Жарить 7.Написать – 8.Пилить – 9.Утопить – 10.Напугать – 11.Посеять – 12.Покрасить – 13.Задержать – 14.Решать – 15.Решить –
Некрещёный младенец, стираное – перестиранное пальто, потерянное время, неписаный закон, масляная краска, пойманный зверь, горячекатаный асфальт, мощённая булыжником дорога, масленый блин, незваный гость, дарованная свобода, званный к ужину гость, беленые стены, посеянные травы. Объясните написание –н- и –нн- (устно):
Это интересно: (субстантивация) 1.Мы достали из холодильника мороженое мясо. 2.В магазине продают ванильное и абрикосовое мороженое. 3.В детскую комнату привезли мебель. 4.Наша детская была убрана. 5.В прошлое лето я ездил в Европу. 6.Нужно знать прошлое, чтобы понять настоящее. 7.И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом. 8.Учёный работает над проектом. 9.В наше время много смышлёных детей. 10.Смышлёный всегда сообразит, что ответить.
1.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 2.Урок для меня показался коротким / длинным 3.За урок я не устал / устал 4.Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен