Перекрестное субсидирование в электроэнергетике Ибрагимова Асель ООО «Карана» консультант РАО ЕЭС России 14 апреля 2005 года
2 Что имеем сейчас Перекрестное субсидирование по электроэнергии – нелегитимное занижение тарифов для населения и др. за счет повышения тарифов для промышленных потребителей обслуживает и субсидируемых и субсидирующих потребителей э/э, поэтому имеет возможность обеспечить в сумме необходимую валовую выручку. услуги не делятся на сетевые, сбытовые и генерирующие составляющие, надбавка по субсидированию «замешивается» в общих, непрозрачных расходах энергокомпании. АО-энерго (единый «котел»)– основа существующего перекрестного субсидирования, так как: Именно отсюда вытекает необходимость «не пускать» потребителей на оптовый рынок, не показывать им составляющие тарифа продаваемой им э/э, включая установление сетевого тарифа
3 Идет процесс реформирования отрасли В 2005 году почти все энергокомпании разделятся на генерирующую, сетевые, и сбытовую компании с собственными прозрачными тарифами приняты Правила недискриминационного доступа, разрешившие: Потребителям заключать отдельный договор на передачу и на покупку электроэнергии у генерирующих компаний Свободный выход потребителей на оптовый рынок должен либерализовываться розничный рынок э/э – уже появляются независимые энергосбытовые компании, уводящие крупных потребителей Результат: Исчезает единый «котел» и тем самым возможность использовать существующий способ перекрестного субсидирования
4 Ситуация кардинально меняется в 2006 г. – запуск новой модели оптового рынка Вывод региональной генерации на оптовый рынок (ОРЭМ): Региональные генерирующие компании всю э/э продают на ОРЭМ Гарантирующий поставщик (ГП) все потребление покупает с ОРЭМ по индивидуальным ценам, равным средневзвешенной стоимости генерации в конечных тарифах Регулируемый сектор преобразуется в систему регулируемых двусторонних договоров между генераторами и покупателями Субсидирующие потребители получают право покупать э/э на ОРЭМ по регулируемым двусторонним договорам с поставщиками на срок от 3-5 лет по индексируемым ценам + оплачивать отдельно стоимость передачи э/э сетевым организациям ??? Какую стоимость генерации закладывать в эти регулируемые двусторонние договоры? Какой сетевой тариф устанавливать таким потребителям? Ответы зависят от решения, где перекрестка. Для запуска новой модели рынка с г. необходимы тарифные решения по сетям и генерации - не позднее 1 июля 2005 года !
5 Согласованные решения до перехода к бюджетному субсидированию Уменьшение размера субсидирования (согласованные решения) Устранение льготирования населения с высокими доходами через введение социальной нормы потребления: норма в месяц на каждого абонента или человека в пределах нормы – льготный тариф, сверх нормы – экономически обоснованный тариф Постепенное повышение тарифов для населения в пределах социальной нормы (мин – 20%, макс – 25 % в год в течение 2-9 лет) Реформирование системы субсидирования (согласованные решения) Легитимизация заниженного тарифа Введение с 1 января 2006г. специального целевого неналогового сбора по субсидированию Система адресной поддержки населения из бюджета – идеальное решение, но не СЕГОДНЯ Временные меры (согласованное решение) Удерживаем ситуацию «старыми» способами(в одном«котле») дополнительно выпускаем Постановление Правительства по запрету выхода потребителей на оптовый рынок 2006 и далее 2005
6 Специальный целевой неналоговый сбор Выделение категорий потребителей э/э: субсидируемых субсидирующих нейтральных Исключаем перекрестку из конечных тарифов и переводим ее в форму НЕНАЛОГОВОГО сбора/выплат по субсидированию на каждый КВтч потребленной э/э: сбор - включается в стоимость электроэнергии, поставленной каждому конечному потребителю, кроме населения, бюджетников и с/х производителей сверх тарифа выплаты - уже включены в конечный тариф, установленный для населения Фиксируем установление исключительно экономически обоснованных тарифов для всех потребителей, кроме населения (в пределах социальной нормы) как сумму: стоимости электроэнергии, установленной на оптовом рынке, включая услуги инфраструктурных организаций экономически обоснованного сетевого тарифа экономически обоснованной сбытовой надбавки Механизм расчетов – через оптовый рынок (уже есть технология) с трансляцией на розницу
7 Двухуровневый механизм принятия решений На федеральном уровне устанавливаются: предельные уровни тарифов для населения с динамикой их доведения до экономически обоснованного уровня (как сейчас) категории потребителей э/э: субсидируемых субсидирующих нейтральных федеральный сбор для особо нуждающихся регионов, в которых нет достаточных ресурсов регионального субсидирования (Сев Кавказ и др.) методика расчета социальной нормы (и возможно предельные минимальные и/или максимальные ее значения по регионам, зонам и т.д.) На региональном уровне устанавливаются: Социальная норма (в рамках установленных пределов) Тарифы для потребителей: для населения в пределах соц.нормы - пониженный в рамках установленных предельных уровней для прочих потребителей, в т.ч. для населения сверх соц.нормы – экономически обоснованный (как сумма экономически обоснованных слагаемых: ген+сети+сбыт+услуги рынка) Региональный сбор на покрытие объема субсидирования в регионе (кроме особо нуждающихся регионов), расчеты по которому ведутся через оптовый рынок
8 Двухступенчатая схема расчетов 2-х ступенчатая схема расчетов I ступень - оптовый рынок электроэнергии и мощности (ОРЭ) II ступень - «трансляция» выплаченного/полученных сбора/выплат в стоимости электроэнергии для конечных потребителей на розничном рынке Подробнее...
9 Схема расчетов Ставка выплат = экономически обоснованный тариф - установленный тариф для субсидируемых потребителей Определение ставки и суммы сбора по субсидированию Учет сбора/выплат при «клиринге» финансовых требований/обязательств на оптовом рынке (регулируемом секторе) Включается в счет за поставленную э\э Участники ОРЭ: крупные потребители АО-энерго гарантирующие поставщики сбытовые компании Субсидируемые потребители заниженны й тариф = выплаты по субсидиров анию Субсидирующие потребители Сумма выплат по субсидированию выплаты Получили выплаты Оплатили сбор сбор О РЭО РЭ Р
10 Легитимизация ФЗ о сборе Изменения в ФЗ 41 и ФЗ 35 (при необходимости) Постановление Правительства РФ, устанавливающее: норму субсидируемого потребления порядок реализации механизма сбора Методика ФСТ по расчету объема субсидирования и ставки сбора Решения ФСТ (или РЭК) по конкретным объемам выплат/сбора Регламенты АТС Договорная компания