Урок соревнование Тема «Линейная функция и ее график»
Цель урока а) обобщение и систематизация знаний по данной теме; б) воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению одноклассников, умение выражать и отстаивать собственное мнение.
Оборудование а) рисунки с графиками; б) набор цифр 1,2,3,4 для каждой группы; в) квадратики с буквами К,Ф,А,Д,И,О,Г,З.
Девиз урока «Один за всех – все за одного»
Положение о предстоящей игре Класс разбивается на команды по 4-5 учеников с разным уровнем знаний. Из сильных учеников выбирается капитан. Он в течении всей игры ведет учет знаний каждого члена своей команды, а также вместе с другими сильными учениками по мере необходимости помогает более слабым учащимся. Жюри оценивает игру каждой команды и результаты помещают на табло.
Ход урока 1. Экспресс – опрос Каждой команде поочередно задается вопрос. За полный правильный ответ – 1балл. Если команда не готова отвечать или дает неправильный ответ, то право ответа переходит к другой команде.
Вопросы 1) Какую функцию называют линейной? 2) Что является графиком линейной функции? 3) Какую функцию называют прямой пропорциональностью? 4) В каком случае графики двух линейных функций являются параллельными прямыми? 5) В каком случае графики линейных функций пересекаются?
Следующие вопросы экспресс-опроса для всех команд сразу (кто быстрее ответит). Для ответа воспользуйтесь карточками с цифрами 1,2,3,4. Правильный ответ надо найти на рисунке 1. График какой функции мы не изучали? Ответ обоснуйте. На каком рисунке изображен график прямой пропорциональности? Ответ обоснуйте. На каком рисунке у графика линейной функции положительный коэффициент? Ответ обоснуйте. На каком рисунке у графика линейной функции отрицательный коэффициент?
Рисунок 1
Верный ответ оценивается в 2балла. Кто быстрее запишет? За минуту составьте самое длинное слово,связанное с темой нашего урока, из букв, которые даны на карточках. (график.) За верный ответ-3балла. Найдите на рисунке ошибку. Ученик допустил ошибку при построении графика одной из функций (рис.2). На каком рисунке ошибка? Для ответа воспользуйтесь карточками с цифрами 1,2,3,4. (Задания для всех команд)
Рисунок 2
За верный ответ 5 баллов Найди правильный ответ. Каждой команде поочередно задается вопрос. Команда должна найти правильный на рисунке 3. При ответе воспользуйтесь карточками с цифрами 1,2,3,4. Рисунок 3.
Вопросы 1) Под каким номером изображен график функции,заданной формулой y=-2x? 2) Под каким номером изображен график функции,заданной формулой y=0,5х+5? 3) Под каким номером изображен график функции, заданной формулой у=1? 4) Под каким номером изображен график функции,заданной формулой у=2х? 5) Под каким номером изображен график функции, заданной формулой у +-2?
Постройте правильно Необходимо построить графики функций у=-0,2х+4 и у +4 в одной и той же системе координат. (задание для всех. 4балла.) Кто быстрее решит? (К доске вызываются по одному ученику от команды). Найдите значение у,соответствующее х =-12, если линейная функция задана формулой у=0,5х+3.(4балла). Выбери правильный ответ. (Задание для всех команд. 4балла). Для ответа воспользоваться карточками с цифрами. Линейная функция задана ФОРМУЛОЙ У=-2Х+8. Найдите значение х при которых у=18. (Варианты ответов: А(5), Б(-13), В(-5), Г(13).)
Разгадайте кроссворд Задание для каждого участника соревнований. По горизонтали: 4. Значение у, соответствующее х=-10, если функция задана формулой у=2х+29; 1. Функция задана формулой у=4х+1. Найдите значение х, при котором у=405; 3. Коэффициент k линейной функции, график которой параллелен графику функции у=15х-6. По вертикали: 2. Ордината точки пересечения графика функции у=- 48х +195 с осью ОУ; 5. Абсцисса точки пересечения графиков функий у=-2х и у=1,5х.
Подведение итогов Жюри подводит общие итоги, выявляет команду – победительницу. Учитель сообщает, сколько максимально баллов могла бы набрать каждая команда, делает вывод о знаниях учеников,полученных по данной теме. Обязательно выясняет у учащихся следующие вопросы: -Какие задания были трудными? -Какие задания понравились? Не понравились? -Какие есть вопросы по изученной теме? -Что осталось непонятным? Каждому ученику соревнований выставляется оценка по результатам работы в команде (учитывается, как капитан оценил степень участия каждого члена команды в решении общекомандных заданий).
Автор работы: Крючкова Лариса Николаевна – учитель математики Комсомольской средней школы 2