ЦЕНТР МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И КРАТКОСРОЧНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ Тел.: , факс: , Концепция долгосрочного социально-экономического развития и макроэкономический прогноз развития науки и технологий Москва 2009 X Международная научная конференция ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества Секция «Инновационное развитие российской экономики: проблемы и уроки»
Экономический кризис: что делать с технологическим прогнозом? Вместо последовательного стабильного развития глобальной экономики – возврат цикла. Причем все негативные факторы – замедление Китая, старение населения Европы и др. – продолжат действовать; Сбой российского развития произошел на самой рискованной фазе – накопления потенциала развития. Целый ряд ключевых мероприятий, включая создание соответствующих инфраструктур, оказался под вопросом. На этом фоне продолжается накопление потенциала для нового технологического рывка в развитых странах. Конкуренция на рынках существенно усилится. Вероятен рост внешних рисков безопасности в районе гг. Существует риск затягивания кризиса, что приведет к существенной деформации рынков промышленной продукции и мотивов к технологической модернизации. На этом фоне задача технологической модернизации и обеспечения условий для поступательного развития стала лишь более актуальной. ЦМАКП 2
Изменился прогноз условий развития Начавшийся кризис знаменует собой, вероятно, возврат классического экономического цикла. Соответственно, вместо постепенного роста мирового ВВП и транснационализации российской экономики мы получили рост неустойчивости внешних условий развития. Динамика мирового ВВП (темпы прироста, %) Приток прямых иностранных инвестиций (млрд. долл.) ЦМАКП 3
Существенно осложнились внутренние условия развития В результате кризиса ближайшие четыре-пять лет могут оказаться почти потерянными для развития российской экономики. В дальнейшем выход на 5-6% темпы роста ВВП потребует свехусилий от государства и бизнеса. Динамика ВВП (темпы прироста, %) Динамика инвестиций в основной капитал (темпы прироста, %) ЦМАКП 4
Существенно осложнились внутренние условия развития В перспективе сохраняются довольно высокие – хоть и несколько меньшие, чем представлялось ранее – требования к росту эффективности (производительность труда – 4-6% в год, энергоэффективность – 3-4% в год). Динамика производительности труда (темпы прироста, %) Динамика энергоэффективности российской (темпы прироста, %) ЦМАКП 5
6 Проблемная ситуация Необходимость репозиционирования и смены технологической модели: экономический рост должен обеспечить условия для решения социальных задач, формирование потенциала устойчивого развития, обеспечение национальной безопасности; отсюда – экономический рост должен быть устойчиво не менее 5-5.5% в год; но в рамках сложившейся экономической модели экономическая динамика будет снижаться, в перспективе – до 3-4% в год. Необходимость репозиционирования и смены технологической модели: экономический рост должен обеспечить условия для решения социальных задач, формирование потенциала устойчивого развития, обеспечение национальной безопасности; отсюда – экономический рост должен быть устойчиво не менее 5-5.5% в год; но в рамках сложившейся экономической модели экономическая динамика будет снижаться, в перспективе – до 3-4% в год.
Новая повестка дня в сфере управления технологиями Необходимость совмещения стратегического и антикризисного аспектов управления; В рамках стратегического аспекта развития – преодоление нерешенных задач предыдущего периода (низкая инновационная активность, потеря конкурентоспособности и др.) плюс создание потенциала развития в посткризисный период; Создание нормативной правовой базы долгосрочного стратегического управления. Обеспечение кооперабельности с зарубежными партнерами, создание условий для адаптации технологий, в перспективе – участии в высокотехнологичных разработках; Создание адекватной системы финансирования инновационного процесса; Модернизация оборонных технологий и технологий безопасности. ЦМАКП 7
Динамика экспорта машин и оборудования (темпы прироста, %) Важнейшая задача – добиться перелома тенденции потери конкурентоспособности российской продукции на внутреннем рынке и обеспечить ее рост на внешних Потеря конкурентоспособности промышленной продукции Вызов конкурентоспособности ЦМАКП 8
Оценка научно-технологического потенциала Сильные стороны: по абсолютному уровню расходов на исследования и разработки (по ППС) Россия устойчиво входит в пятнадцать стран-лидеров; по численности занятых в этой сфере Россия находится на третьем месте в мире, уступая лишь США и Китаю; сохраняется широкий фронт проводимых фундаментальных исследований; наличие многих элементов НИС появление новых акторов НИС- госкорпораций, таких как «Ростехнология», «Нанотехнологии» с сетевой организацией; Фундаментальность образования в ряде ведущих ВУЗов Креативность интеллектуального потенциала по некоторым направлениям Слабые стороны: искаженная мотивация инновационной деятельности компаний; отсутствие инструментов и элементов НИС вовлекающих бизнес в формирование и реализацию научно- технической и инновационной политики; инфляция квалификации в условиях высокой скорости развития и усложнения систем управления; несоответствие системы образования долгосрочным потребностям развития; недостаточная координация и согласованность усилий всех министерств, ведомств, регионов, госкорпораций в формировании и реализации научно-технической и инновационной политики; ЦМАКП 9
Новый пакет документов стратегического управления: где место прогноза науки технологий? Готовится Закон о стратегическом прогнозировании – он станет основой для деятельности государства в сфере стратегического управления развитием. В него должен быть интегрирован Долгосрочный научно-технологический прогноз; В прогнозе необходимо обеспечить выполнение требований субъектности: его соответствие реальным интересам игроков в сфере научно-технологического развития (государства, бизнеса, научного сообщества). Это возможно только на базе вовлечения их в принятие решений в сфере долгосрочной технологической политики на базе проведения национального технологического Форсайта; Прогноз должен удовлетворять требованиям телеологичности: быть направлен на решение ключевых задач, стоящих перед российской экономикой (повышение конкурентоспособности, создание потенциала долгосрочного развития, обеспечение национальной безопасности); На базе Прогноза – разработка технологического наполнения отраслевых Стратегий развития, разработка ФЦП технологического профиля и ВИП-проектов. ЦМАКП 10
ЦМАКП 11 Долгосрочное развитие: институциональный аспект на базе проводимого Форсайта – разделение сфер приложения проектного и институционального подходов; государство (помимо финансирования НИР для госнужд) компенсирует «провалы рынка» и занимается поддержкой создания технологической базы; бизнес несет основную нагрузку по прикладным НИР; по мере продвижения от начала к концу технологического цикла и снижения рисков финансирование переходит к бизнесу формирование системы институтов развития; налоговое стимулирование инновационной деятельности; создание адекватной систем институтов развития на базе частно- государственного партнерства на базе проводимого Форсайта – разделение сфер приложения проектного и институционального подходов; государство (помимо финансирования НИР для госнужд) компенсирует «провалы рынка» и занимается поддержкой создания технологической базы; бизнес несет основную нагрузку по прикладным НИР; по мере продвижения от начала к концу технологического цикла и снижения рисков финансирование переходит к бизнесу формирование системы институтов развития; налоговое стимулирование инновационной деятельности; создание адекватной систем институтов развития на базе частно- государственного партнерства