Диагностика личностного роста по материалам работ Степанова П.В., Степановой И.В.
Личность – человек, свободно и ответственно определяющий свое отношение к миру, к людям, к самому себе Личностный рост – развитие гуманистических ценностных отношений личности к миру, к людям, к самому себе
Что такое личностный рост? Личностный рост ребенка – это процесс: (1) приобретения им знаний о социальных нормах, (2) развития его позитивных отношений к базовым общественным ценностям, (3) накопления им опыта ценностно окрашенного социального действия.
ЦенностиПозитивное отношениеНегативное отношение Отечество Земля Мир Труд Культура Знания Другие люди (такие же, как Я сам) Иные люди (не такие, как Я) Я – телесное, мое здоровье Я – душевное, мой внутр. мир
ЦЕННОСТИ ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ НЕГАТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ О Т Н О Ш Е Н И Е К М И Р У 1. Отечествогражданственность, патриотизмобывательство, социальное иждивенчество 2. Землялюбовь к природе, бережное отношение к ее богатствам потребительское отношение к природе и ее богатствам 3. Мирнеприятие насилия, пацифизммилитаризм 4. Трудтрудолюбиелень 5. Культураинтеллигентностьбескультурье, хамство, вандализм 6. Знаниялюбознательностьневежество О Т Н О Ш Е Н И Е К О К Р У Ж А Ю Щ И М Л Ю Д Я М 7. Другие люди (такие же, как я) гуманность, милосердиежестокость 8. Иные люди (не такие, как я) толерантностьксенофобия, национализм, расизм О Т Н О Ш Е Н И Е К С Е Б Е 9. Я-телесное, мое здоровье забота о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни пристрастие к вредным привычкам 10. Я-душевное, мой внутр. мир самопринятие и душевное здоровьекомплекс неполноценности
Диагностика личностного роста Опросный лист для учащихся 9 – 11 классов Вам будет предложен ряд высказываний. Пожалуйста, прочитайте их и определите, насколько вы согласны или не согласны с ними. Оценить степень вашего согласия или несогласия можно в баллах (от «+4» до «–4»): «+4» - несомненно, да (очень сильное согласие); «+3» - да, конечно (сильное согласие); «+2» - в общем, да (среднее согласие); «+1» - скорее да, чем нет (слабое согласие); «0» - ни да, ни нет; «–1» - скорее нет, чем да (слабое несогласие); «–2» - в общем, нет (среднее несогласие); «–3» - нет, конечно (сильное несогласие); «–4» - нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие). Постарайтесь быть искренними. Здесь не может быть «правильных» и «неправильных» оценок. Важно лишь, чтобы они отражали ваше личное мнение. Свои оценки вы можете занести в специальный бланк рядом с порядковым номером утверждения анкеты. Спасибо!
Бланк для ответов Фамилия, имя (Вы можете указать по желанию)________________
Итак, ты выразил свое отношение ко всем 70-и утверждениям, которые были предложены тебе выше. Как тебе кажется: что больше всего повлияло на это твое отношение: твоя семья (родители, братья и сестры, бабушки и дедушки)? твоя школа (значимые для тебя педагоги, школьные друзья, одноклассники, уроки и кружковые занятия, походы, сборы, экспедиции и т.п.)? твои занятия в клубах, кружках и секциях вне школы? твоя улица (дворовая компания, уличные друзья и т.д.)? книги, журналы, телевизор, интернет? что-то еще (укажи, что именно)? Проранжируй перечисленные выше пункты по степени их влияния – что бы ты поставил на первое место, что на второе, на третье и т.д.
Принципы диагностического опросника: - содержащиеся в опроснике утверждения должны побуждать подростка демонстрировать свое отношение к миру, к другим людям, к самому себе; - формулировки высказываний должны быть понятными для школьников и восприниматься ими однозначно; - текст опросника должен быть составлен таким образом, чтобы избежать возможного конформного поведения школьников, попыток «угадать» ответ, «правильно» отнестись к тому или иному тезису. Для этого подросткам необходимо предоставить право анонимного заполнения анкеты; - тезисы опросника должны быть сформулированы так, чтобы тот или иной ответ не выглядел в глазах школьника заведомо общественно одобряемым.
Принципы проведения диагностики : Проводится в условиях стабильности Доверие к проводящему диагностику Возможность выбора анонимности Ограниченное время на ответ (30 мин.) Вопросы-перевертыши Показатель диагностики – не есть результат только деятельности классного руководителя Нельзя проводить часто (дважды в год)
Что делать с результатами диагностики? Обработать и систематизировать Таблица 8. Характер отношений школьников к иным людям устойчиво-негативное0% школьников ситуативно-негативное35% школьников ситуативно-позитивное58% школьников устойчиво-позитивное7% школьников
Что дают результаты диагностики? Результаты как минимум двух опросов дадут представление о динамике личностного роста, об успешности реализуемой вами деятельности Представление о наиболее проблемных аспектах воспитанности школьников (анализ - цель - планирование) Масштабы той или иной проблемы (% соотношение) Последний вопрос может дать представление о влиянии именно школы на личностный рост школьников.