Учитель русского языка и литературы второй категории Мыкышева Мейрамкуль Ермековна КГУ «Средняя общеобразовательная школа 66» Караганда гг.
Мать попросила: «Приходите пораньше!» Ансар выступил интереснее всех. Шагай смелее! До обеда нам надо по одному уйти отсюда. Нам подали яйца всмятку. Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь. Задание 1. Прочитайте предложения. Определите, какой частью речи являются подчеркнутые слова.
- Что обозначают наречия ? - На какие вопросы отвечают наречия ? - С какими частями речи могут сочетаться наречия ? - Каким членом предложения чаще всего бывают наречия ?
Цели урока : знакомство со смысловыми группами наречий ; формирование умения находить наречия в тексте и определять их значения ; развитие мыслительной активности, навыка контроля и самоконтроля ; развитие связной речи, обогащение словаря.
Значения наречий Вопросы наречий Вопросы наречий Примеры наречий Примеры наречий когда ? с каких пор ? до каких пор ? как долго ? где ? куда ? откуда ? как ? каким образом ? почему ? отчего ? по какой причине ? зачем ? для чего ? с какой целью ? сколько ? насколько ? во сколько раз ? в какой мере ? в какой степени ?
Значения наречий Вопросы наречий Вопросы наречий Примеры наречий Примеры наречий 1ВРЕМЯ когда ? с каких пор ? до каких пор ? как долго ? где ? куда ? откуда ? как ? каким образом ? почему ? отчего ? по какой причине ? зачем ? для чего ? с какой целью ? сколько ? насколько ? во сколько раз ? в какой мере ? в какой степени ?
Значения наречий Вопросы наречий Вопросы наречий Примеры наречий Примеры наречий 1ВРЕМЯ когда ? с каких пор ? до каких пор ? как долго ? 2МЕСТО где ? куда ? откуда ? как ? каким образом ? почему ? отчего ? по какой причине ? зачем ? для чего ? с какой целью ? сколько ? насколько ? во сколько раз ? в какой мере ? в какой степени ?
Значения наречий Вопросы наречий Вопросы наречий Примеры наречий Примеры наречий 1ВРЕМЯ когда ? с каких пор ? до каких пор ? как долго ? 2МЕСТО где ? куда ? откуда ? 3ОБРАЗ ДЕЙСТВИЯ как ? каким образом ? почему ? отчего ? по какой причине ? зачем ? для чего ? с какой целью ? сколько ? насколько ? во сколько раз ? в какой мере ? в какой степени ?
Значения наречий Вопросы наречий Вопросы наречий Примеры наречий Примеры наречий 1ВРЕМЯ когда ? с каких пор ? до каких пор ? как долго ? 2МЕСТО где ? куда ? откуда ? 3ОБРАЗ ДЕЙСТВИЯ как ? каким образом ? 4.ПРИЧИНЫ почему ? отчего ? по какой причине ? зачем ? для чего ? с какой целью ? сколько ? насколько ? во сколько раз ? в какой мере ? в какой степени ?
Значения наречий Вопросы наречий Вопросы наречий Примеры наречий Примеры наречий 1ВРЕМЯ когда ? с каких пор ? до каких пор ? как долго ? 2МЕСТО где ? куда ? откуда ? 3ОБРАЗ ДЕЙСТВИЯ как ? каким образом ? 4.ПРИЧИНА почему ? отчего ? по какой причине ? 5ЦЕЛЬ зачем ? для чего ? с какой целью ? сколько ? насколько ? во сколько раз ? в какой мере ? в какой степени ?
Значения наречий Вопросы наречий Вопросы наречий Примеры наречий Примеры наречий 1ВРЕМЯ когда ? с каких пор ? до каких пор ? как долго ? 2МЕСТО где ? куда ? откуда ? 3ОБРАЗ ДЕЙСТВИЯ как ? каким образом ? 4.ПРИЧИНА почему ? отчего ? по какой причине ? 5ЦЕЛЬ зачем ? для чего ? с какой целью ? 6МЕРА сколько ? насколько ? во сколько раз ? в какой мере ? в какой степени ?
Значения наречий Вопросы наречий Вопросы наречий Примеры наречий Примеры наречий 1ВРЕМЯ когда ? с каких пор ? до каких пор ? как долго ? 2МЕСТО где ? куда ? откуда ? 3ОБРАЗ ДЕЙСТВИЯ как ? каким образом ? 4.ПРИЧИНА почему ? отчего ? по какой причине ? 5ЦЕЛЬ зачем ? для чего ? с какой целью ? 6МЕРА сколько ? насколько ? во сколько раз ? в какой мере ? 7.СТЕПЕНЬ в какой степени ?
Позавчера, назло, повсюду, мало- помалу, сгоряча, немного, впятеро, послезавтра, внизу, уверенно, сослепу, напоказ, весьма, трижды. ПРИМЕРЫ НАРЕЧИЙ.
Значения наречий Вопросы наречий Вопросы наречий Примеры наречий Примеры наречий 1ВРЕМЯ когда ? с каких пор ? до каких пор ? как долго ? Позавчера, послезавтра 2МЕСТО где ? куда ? откуда ? Повсюду, внизу 3ОБРАЗ ДЕЙСТВИЯ как ? каким образом ? Мало - помалу, уверенно 4 ПРИЧИНА почему ? отчего ? по какой причине ? Сгоряча, сослепу 5ЦЕЛЬ зачем ? для чего ? с какой целью ? Напоказ, назло 6МЕРА в какой мере ? сколько ? насколько ? во сколько раз ? Впятеро, трижды 7 СТЕПЕНЬ в какой степени ? Немного, весьма
Сегодня обратно идет дождь. Ученик обратно позабыл тетрадь. Вперед говорили о посещаемости, а потом - о дисциплине. - Какая ошибка допущена здесь ?
Найдите в предложениях наречия, определите их значение, выпишите вместе с теми словами, к которым они относятся. Определите, каким членом предложения являются наречия ? На какие смысловые группы можно разделить эти наречия ? Когда - то, в старину, Лев с Барсом вел предолгую войну. Зачем вы посетили нас в глуши забытого селенья ? Когда - нибудь и где - нибудь с товарищем вдвоем мы песенку вполголоса в два голоса споем. Нигде я больше его не встречал, да и где нам было встретиться ? На берегу реки теперь стало совсем темно. Мы поворачивали головы туда, где вспыхивала молния. Тогда я еще не понимал, насколько страшно остаться где - нибудь в лесу во время грозы. Как же мы не заметили ее приближения сюда ? Ах ты, мерзкое стекло ! Это врёшь ты мне назло !
Читать внимательно, получить вчера, немного огорчиться, толкнуть нечаянно, разделил надвое, обидеть поневоле, делать назло, приехал домой.
как ? когда ? Читать внимательно(образа действия), получить вчера (времени), в какой степени? как? немного огорчиться(степени), толкнуть нечаянно (образа действия), на сколько частей? почему? зачем? разделил надвое (меры), обидеть поневоле (причины), делать назло куда? (цели), приехал домой (места). Шкала оценок: 0 ош. – «5» 1 – 2 ош. – «4» 3 – 4 ош. – «3»
1. Наречие, обозначающее образ действия, есть в предложении : А ) Сейчас во всём мире идёт озабоченный разговор о воде. Б ) Моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дороге. В ) Дом бакенщика был совершенно недосягаем для весенних разливов. 2. Наречие, обозначающее время, есть в предложении : А ) Внезапно пробившийся из земли ключик без пользы уже не течёт. Б ) В снежном лесу тихо позванивал колокольчик. В ) Я ехал с охоты вечером на беговых дрожках. 3. Наречие, обозначающее место, есть в предложении : А ) Скоро из чащи послышался целый хор колокольчиков. Б ) Серьёзная попытка сделать лося домашним животным, тщательно изучить его была предпринята в России. В ) Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из - за леса.
4. Наречие, обозначающее причину, есть в предложении : А ) Печорская лосиная ферма существует поныне, давая богатые наблюдения для учеников. Б ) Зимой в Барабинской степи среди одиноко торчащих полынок встретились мне следы какой - то мышки. В ) Это сказано сгоряча. 5. Наречие, обозначающее цель, есть в предложении : А ) Следы ведут всё дальше и дальше. Б ) Он это сделал нарочно, чтобы привлечь к себе внимание. В ) Яркое солнце поднялось ввысь, и алые лучи заиграли на водном просторе. 6. Наречие, обозначающее меру и степень, есть в предложении : А ) Всюду были слышны тревожные голоса мелких птиц. Б ) Где - то далеко внизу шлёпал колёсами пароход, и его дымок едва виднелся за островами. В ) Это место было слишком удобным и приятным.
- Какие смысловые группы наречий теперь вам известны ? - Как определить смысловой разряд наречий ? - Каким морфологическим признаком является смысловой разряд наречия ? - Есть ли у наречий непостоянные морфологические признаки ? ( род, число, лицо, падеж ) Напишите ключевые слова урока.
По данному началу придумать продолжение, употребив в тексте как можно больше наречий и определив их смысловую группу. Недаром говорится, что в самом обычном и, на первый взгляд, неприметном предмете можно увидеть необыкновенную красоту. Ее можно разглядеть и в одиноко стоящем дереве, и в речке, бегущей куда - то... А вот каким я увидел...