Жан Батист Мольер. Родился 15 января 1622 года в Париже. Французский комедиограф, актер, театральный деятель, реформатор сценического искусства. Служил при дворе Людовика XIV. Опираясь на традиции народного театра и достижения классицизма, создал жанр социально-бытовой комедии, в которой буффонада, юмор сочетались с изяществом и артистизмом. Высмеивая сословные предрассудки аристократов, ограниченность буржуа, ханжество дворян, видел в них извращение человеческой природы («Смешные жеманницы», «Мизантроп», «Скупой», «Ученые женщины», «Мещанин во дворянстве»,; «Мнимый больной»), с особой непримиримостью разоблачал лицемерие, создав бессмертный образ Тартюфа, комедия «Тартюф, или Обманщик».
Семья. Семья Покленов (настоящая фамилия Мольера) принадлежала к обеспеченному торговому классу: в 1631 году отец Жана получил высокую официальную должность королевского обойщика. Он дал прекрасное образование своему старшему сыну, который с 1636 года по 1639 год учился в иезуитском Клермонском коллеже в Париже, где воспитывались отпрыски многих дворянских семей. Жан Батист знал толк в обойном ремесле и вступил в ремесленный цех, но родня предназначала его к юридической карьере: в 1641 году он был принят в коллегию адвокатов.
Первые шаги на театральном поприще. Примерно в 1641 году Жан Батист завел знакомства в актерской среде: итальянский мим Фиорилли, дал ему несколько уроков сценического мастерства, а молодая актриса Мадлен Бежар стала его любовницей. В 1643 году он решил окончательно связать свою судьбу со сценой и заключил с Мадлен Бежар договор о создании «Блистательного театра». В 17 веке актерская профессия считалась «подлой», поэтому на сцене никто не выступал под собственным именем. Псевдоним «Мольер» впервые зафиксирован в документе от 28 января 1644 года. В 1645 году будущий комедиограф дважды побывал в тюрьме из-за долгов, и труппе пришлось покинуть столицу. Турне по провинциям продолжалось 12 лет: первые пьесы Мольера «Шалый, или Все невпопад» (1655), «Любовная размолвка» (1656) относятся именно к этому периоду. Годы странствий сыграли значительную роль в жизни драматурга: он стал превосходным актером и режиссером.
Парижский период: первые пьесы. В 1658 году труппа вернулась в Париж и устроила в Лувре представление для Людовика XIV, которому чрезвычайно понравилась пьеса Мольера «Влюбленный доктор». Первый успех у публики драматург снискал в 1659 году комедией «Смешные жеманницы», в которой высмеял слащавость и вычурность манер. В 1661 году провалилась единственная «правильная» пьеса Мольера «Дон Гарсия Наваррский», но зато оказались чрезвычайно удачными постановки «Школы мужей» и «Докучных» в театре Пале-Рояль, где ныне размещается Комеди Франсез (известная также под именем «Дом Мольера»).
«Школа жен» В следующем году разразилась «война» в связи с представлением «Школы жен»: святоши увидели в ней покушение на принципы христианского воспитания. Пьеса имела колоссальный успех: по словам современника, «все находили ее жалкой, и все спешили ее увидеть». Это означало зарождение столь характерного для Франции «двойного вкуса» или «двойного стандарта»: либо популярность, либо точное следование «правилам». Мольеру ставили в вину слабую интригу, которая и в самом деле почти примитивна. Как и во многих других комедиях Мольера, развязка здесь притянута за уши. Однако драматурга интересовал вовсе не финал (для Арнольфа почти трагический), а «общечеловеческий» тип: пожилой мужчина, влюбленный в юную девушку и воспитавший ее на радость молодому сопернику.
Брак. В 1622 году сорокалетний Мольер женился на двадцатилетней Арманде Бежар, сестре Мадлен, и этот брак послужил поводом для скандала: один из актеров Бургундского отеля (конкурирующего с театром Мольера) направил королю жалобу, в которой утверждал, будто Арманда вовсе не сестра Мадлен, а ее дочь от Мольера. Людовик XIV оставил этот донос без внимания, а впоследствии согласился стать крестным отцом для первенца своего любимого автора и актера. Арманда родила Мольеру троих детей, однако супружеская жизнь драматурга была, по общему мнению, крайне несчастной.
«Дон Жуан» и «Мизантроп». В 1665 году очередную бурю вызвала постановка «Дон Жуана»: враги Мольера, не довольствуясь временным запретом, предприняли все возможное, чтобы окончательно изгнать пьесу с театральных подмостков, и после 15 представлений ее при жизни драматурга уже никогда более не ставили. С финансовой точки зрения оказался неудачным и поставленный в 1666 году «Мизантроп». Это одна из самых «загадочных» и многозначных комедий Мольера. Альцест – честный человек, который не находит своего места в обществе. Он проигрывает тяжбу, ссорится с другом Филинтом, теряет любимую девушку Селимену и гордо удаляется «в пустыню» прочь от порочного света. Стремление Альцеста раскрыть истинный смысл социальных условностей, несомненно, совпадает с позицией самого Мольера. Вместе с тем Альцест показан не только как идеалист, но и как зрелый человек, упорно не желающий взрослеть.
Последние годы жизни. «Мещанин во дворянстве», Денежные затруднения вынудили Мольера за один лишь сезон ( годы) написать пять пьес: в их число входят «Брак поневоле» и «Скупой». В 1670 году появилась одна из самых популярных комедий драматурга «Мещанин во дворянстве», которая представляет собой веселый фарс со вставным турецким балетом. Обессмертила пьесу фигура г-на де Журдена – н глупого и очень смешного буржуа, помешавшегося на своем стремлении стать «своим» в кругу дворян. Сценическая карьера драматурга завершилась трагически. В феврале 1673 года был поставлен «Мнимый больной», где Мольер, несмотря на давнюю тяжелую болезнь (скорее всего, у него был туберкулез) исполнял главную роль. На четвертом представлении он потерял сознание, и его пришлось отнести домой. Он скончался в ночь с 17 на 18 февраля, не успев исповедаться и отречься от актерской профессии. Приходской священник запретил хоронить его на освященной земле: вдова обратилась за помощью к королю, и лишь тогда было разрешено произвести религиозное погребение.
Творчество Мольера. Пьесы Мольера выдержали на сцене одной только «Комеди Франсез» более 30 тысяч представлений. Французская Академия, пренебрегавшая «комедиантом» при жизни, в 1769 году объявила конкурс на «Похвалу Мольеру» и установила у себя его бюст. Мольер стал подлинным создателем жанра классицистской комедии, где коллективным героем являются бесчисленные и безмерные человеческие заблуждения, которые иногда переходят в манию.
Пьесы, сохранившиеся до наших дней. - «Сумасброд, или все невпопад» - «Любовная досада» - «Смешные жеманницы» - «Школа мужей» - «Школа жен» - «Брак поневоле» - «Дон Жуан» - «Лекарь поневоле» - «Скупой» - «Мещанин во дворянстве» и др.
Несохранившиеся пьесы «Влюбленный доктор», фарс (1653) «Три доктора-соперника», фарс (1653) «Школьный учитель», фарс (1653) «Казакин», фарс (1653) «Горжибюс в мешке», фарс (1653) «Брехун», фарс (1653) «Ревность Гро-Рене», фарс (1663) «Гро-Рене школьник», фарс (1664)
Экранизации произведений за последние 30 лет – «Мнимый больной», реж. Леонид Нечаев, в главных ролях Олег Ефремов, Наталья Гундарева, Анатолий Ромашин, Татьяна Васильева, Ролан Быков, Станислав Садальский, Александр Ширвиндт1980 – «Мнимый больной», реж. Леонид Нечаев, в главных ролях Олег Ефремов, Наталья Гундарева, Анатолий Ромашин, Татьяна Васильева, Ролан Быков, Станислав Садальский, Александр Ширвиндт1980Мнимый больнойЛеонид НечаевОлег ЕфремовНаталья Гундарева Анатолий РомашинТатьяна ВасильеваРолан Быков Станислав СадальскийАлександр Ширвиндт1980Мнимый больнойЛеонид НечаевОлег ЕфремовНаталья Гундарева Анатолий РомашинТатьяна ВасильеваРолан Быков Станислав СадальскийАлександр Ширвиндт 1989 – «Тартюф», телеспектакль, реж. Анатолий Эфрос, в главных ролях Станислав Любшин, Александр Калягин, Анастасия Вертинская1989 – «Тартюф», телеспектакль, реж. Анатолий Эфрос, в главных ролях Станислав Любшин, Александр Калягин, Анастасия Вертинская1989ТартюфАнатолий ЭфросСтанислав ЛюбшинАлександр КалягинАнастасия Вертинская1989ТартюфАнатолий ЭфросСтанислав ЛюбшинАлександр КалягинАнастасия Вертинская 1992 – «Тартюф», реж. Ян Фрид, в главных ролях Михаил Боярский, Игорь Дмитриев, Ирина Муравьева, Анна Самохина, Игорь Скляр, Владислав Стржельчик, Лариса Удовиченко1992 – «Тартюф», реж. Ян Фрид, в главных ролях Михаил Боярский, Игорь Дмитриев, Ирина Муравьева, Анна Самохина, Игорь Скляр, Владислав Стржельчик, Лариса Удовиченко1992ТартюфЯн Фрид Михаил БоярскийИгорь ДмитриевИрина Муравьева Анна СамохинаИгорь СклярВладислав Стржельчик Лариса Удовиченко1992ТартюфЯн Фрид Михаил БоярскийИгорь ДмитриевИрина Муравьева Анна СамохинаИгорь СклярВладислав Стржельчик Лариса Удовиченко 1997 – «Дон Жуан», реж. Жак Вебер, в главных ролях Жак Вебер, Мишель Бужена, Эммануэль Беар, Пенелопа Крус1997 – «Дон Жуан», реж. Жак Вебер, в главных ролях Жак Вебер, Мишель Бужена, Эммануэль Беар, Пенелопа Крус1997Дон ЖуанЭммануэль Беар Пенелопа Крус1997Дон ЖуанЭммануэль Беар Пенелопа Крус 2006 – «Скупой», реж. Кристиан де Шалонь, в главных ролях Мишель Серро, Сирил Тувнен, Луиза Моно, Жаки Беруаер2006 – «Скупой», реж. Кристиан де Шалонь, в главных ролях Мишель Серро, Сирил Тувнен, Луиза Моно, Жаки Беруаер2006СкупойМишель Серро2006СкупойМишель Серро
Ж.Б.МОЛЬЕР «Мещанин во дворянстве»
УРОК В 8 «Б» классе по теме: РАЗУМНЫЙ ИЛИ НЕРАЗУМНЫЙ ?
ЦЕЛЬ УРОКА : показать жизненную позицию гл. героя комедии господина ЖУРДЕНА, осмысление им цели своей жизни на примере анализа 1 и 2 действий комедии
1.Чтение 1.Чтение 1-2 явления 1 действия Как эти сцены подготавливают появление г-на Журдена? Какое представление о моральном облике Журдена мы получаем? (Он и простодушен, и наивен, и естествен, но в то же время любит лесть и, что самое главное, собирается стать похожим на дворянина).
Действие 2, явление 1 Докажите, что г-н ЖУРДЕН невежественный человек, который во что бы то ни стало хочет быть похожим на знатного господина ?
Действие 2, явление 6 Какие новые важные штрихи в портрет Журдена вносит сцена с учителем философии ? (его стремление к знаниям, сожаление о том, что его ничему не учили раньше). Для чего нужны знания Журдену ?
Его стремление к знаниям, учению подчинено одной цели: стать дворянином. дворянином. Журдену нужно не знание с его практическим значением. Он жалеет, что не учился в коллегии потому, что образование, получаемое в коллегиях,- коллегиях,- дворянское образование.
Разговор Журдена с портным (действие 2, явление 8) Эта сцена особенно ярко показывает нам, что такое Журден: перед нами мещанин, купец со всей его скупостью, здравым смыслом и грубоватыми манерами, а вместе с тем этот костюм с цветочками головками вниз…
ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ В любом драматическом произведении эпохи классицизма сталкиваются РАЗУМНОЕ И НЕРАЗУМНОЕ начала. Какое же из них представляет Журден? Бесспорно, НЕРАЗУМНОЕ. Но он никому не причиняет зла. Увлечение героя дворянством делает смешным только его самого и пока не изображается как социальный порок.
Домашнее задание 1).1). Устный ответ о господине Журдене по 1 – 2 действиям. 2).2). Читать 3 – 5 действия. 3).3). Ответить на вопрос: «Когда юмор в изображении гл. героя сменяется сатирой?»