Педагогический совет 08/11/ 2013г. Новые технологии системно- деятельностного подхода в рамках перехода на ФГОС
Цель Повышение профессиональной компетентности педагогов, создание мотивации на освоение современных образовательных технологий в условиях перехода на ФГОС.
Задачи: повторить основные положения ФГОС о системно- деятельностном подходе; выявить отличия урока, построенного в логике системно- деятельностного подхода от традиционного урока; познакомиться с основными технологиями системно- деятельностного подхода
Планирование действий: Вспомнить, что такое ФГОС и системно- деятельностный подход? Определить, какими средствами можно реализовать системно-деятельностный подход. Познакомиться с алгоритмами педагогических технологий СДП; практически освоить технологии системно- деятельностного подхода.
Основная задача ФГОС создание социально- педагогической среды для формирования человеческого потенциала России
ФГОС обновление целей образования, ориентированных на достижение основного образовательного результата – развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД познания и освоения мира обновление содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся; признание решающей роли не только содержания образования, но и способов организации образовательной деятельности обеспечение преемственности на всех ступенях образования разнообразие индивидуальных образовательных траекторий развития каждого обучающегося технологизация процесса метапредметные деятельностные результаты субъект-субъектные отношения в различных видах развивающей деятельности единство и вариативность образовательного пространства СДП предполагает Вектор развития ОУ
Системно-деятельностный подход обеспечивает формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития учащихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность учащихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся.
Деятельность- 1)система действий, нацеленная на результат; 2)активность, занятие, дело, операция, усилия; работа, движение, функция, функционирование, кампания, отправления, инициативность; 3)нацеленность на результат как системообразующий фактор деятельности.
Системно-деятельностный подход -это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Дидактические принципы системно- деятельностного подхода: 1) Принцип деятельности 2) Принцип непрерывности 3) Принцип целостности 4) Принцип минимакса 5) Принцип психологической комфортности. 6) Принцип вариативности 7) Принцип творчества
ФГОС обновление целей образования, ориентированных на достижение основного образовательного результата – развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД познания и освоения мира обновление содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся; признание решающей роли не только содержания образования, но и способов организации образовательной деятельности обеспечение преемственности на всех ступенях образования разнообразие индивидуальных образовательных траекторий развития каждого обучающегося технологизация процесса метапредметные деятельностные результаты субъект-субъектные отношения в различных видах развивающей деятельности единство и вариативность образовательного пространства СДП предполагает Вектор развития ОУ
Педагогическая технология «Педагогическая технология -это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (ЮНЕСКО). «Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В. Монахов).
проектные Начальная школа Деятельностные технологии в обучении исследовательские технология, основанная на уровневой дифференциации учебных проблемных ситуаций: решение практически значимых задач деятельностного метода обучение смысловому чтению ИКТ - технологии
проектные Средняя и старшая ступени Деятельностные технологии в обучении исследовательские дискуссионные педагогика сотрудничества учебных проблемных ситуаций проблемного диалога обучение смысловому чтению ИКТ - технологии
Сравнительная характеристика традиционного урока и урока в режиме системно- деятельностного подхода Элементы сравнения Традиционный урокУрок в режиме деятельностного подхода Формулирование темы урокаУчитель сообщает учащимся Постановка целей и задачУчитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться ПланированиеУчитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности) Осуществление контроляУчитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Осуществление коррекцииУчитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию ОцениваниеУчитель оценивает работу на уроке Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Сравнительная характеристика традиционного урока и урока в режиме системно- деятельностного подхода Элементы сравнения Традиционный урокУрок в режиме деятельностного подхода Формулирование темы урокаУчитель сообщает учащимсяФормулируют сами учащиеся Постановка целей и задачУчитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания ПланированиеУчитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихсяПод руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности) Осуществление контроляУчитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону) Осуществление коррекцииУчитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно ОцениваниеУчитель оценивает работу на уроке Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей