МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа Уровень развития личности ребёнка Волченкова М.М уч.год
В ситуации, когда содержание обучения составляют эмпирические понятия и знания, для их усвоения у ребенка есть необходимые сложившиеся до школьного обучения процессы памяти и мышления. Поэтому приобретение этих знаний не приводит к росту умственных сил и способностей. В отличие от этого, теоретические понятия, чтобы быть усвоенными, требуют развития новых форм мышления. Нацеленность учебной деятельности в практике ТДМ на усвоение теоретических знаний открывает реальные пути для развития мышления и личности.
Основные плюсы реализации деятельностного метода Деятельностный метод помогает развивать аналитические способности, способствует повышению самооценки, формирует позитивное отношение к самоопределению и самоизменению. От оценки педагога, который является для учащихся значимым взрослым, зависит степень доверия, а, следовательно, и качество сотрудничества на уроке. Это, в свою очередь, влияет на успешность обучения, проявление эвристичности и креативности. Применение технологии деятельностного метода «Школа 2000…» способствует эффективному решению проблемы формирования положительной мотивации к обучению
Изменяющиеся психологические характеристики при реализации ТДМ: Динамика развитие внимания; Динамика личностной тревожности; Уровень умственного развития; Самооценка.
Динамика развития внимания детей младшего школьного возраста при обучении по технологии деятельностного метода Диагностическая методика – тест Тулуз- Пьерона (один из вариантов корректурной пробы). Способ исследования- фронтальный, наблюдается возникновение трудностей при диагностике первоклассников из-за преобладающего непроизвольного внимания. Во 2-4 классах учащиеся выполняют тест более спокойно и сосредоточенно, сохраняя внимание в течение положенного времени (10 минут).
Динамика развития внимания детей младшего школьного возраста при обучении по технологии деятельностного метода В соответствии с уровнем выполнения теста выделяют три группы: С показателями, соответствующими возрастной норме (высокий, хороший, средний уровень); Группа риска (слабый уровень); Функциональная незрелость ( уровень патологии по скорости или точности выполнениязадания)
Динамика личностной тревожности учащихся первого и второго года обучения Технология деятельностного метода позитивно влияет на динамику личностной тревожности учащихся первого и второго классов, а именно – ко второму году обучения уровень личностной тревожности снижается. Учащиеся первых и вторых классов проявляют большую тревогу в ситуациях межличностного взаимодействия и самооценивания, нежели в ситуациях, связанных со школой.
Динамика личностной тревожности учащихся первого и второго года обучения Диагностическая методика – модифицированный вариант «Шкалы личностной тревожности А.М.Прихожан»
Динамика личностной тревожности учащихся первого и второго года обучения
Влияние технологии деятельностного метода на умственное развитие первоклассников Диагностическая методика – методика для определения умственного развития Кумариной ( набор диагностических заданий для фронтального исследования) Диагностические задания выявляют уровень зрелости психофизиологических и психических функций по следующим направлениям: Сформированность предпосылок учебной деятельности; Уровень восприятия заданий; Способность к вариативности решений; Способность к классификации; Уровень фонематического анализа; Способность к звуковому синтезу; Зрительный анализ пространства.
Влияние технологии деятельностного метода на умственное развитие первоклассников
Влияние технологии деятельностного метода на формирование позитивной самооценки Диагностическая методика – адаптированный Л.А.Ясюковой цветовой тест Люшера, которая позволяет выявить эмоциональные установки по отношению к обучению в школе, а также то, на сколько комфортно ребёнок чувствует себя в типичных для него жизненных ситуациях.
Влияние технологии деятельностного метода на формирование позитивной самооценки
Актуально: Сегодня как никогда актуальны слова Д.Писарева: Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого. Опыт практической апробации в школах страны дидактической системы деятельностного метода обучения показал, что данная технология даёт реальную многоуровневую основу не только для эффективного обучения учеников базовым навыкам предметов, но и для комплексного своевременного развития многогранной личности гражданина 21 века.