МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Исполнители Педагогический коллектив и администрация МБОУ Брагинская СОШ 11 Курагинского района, Красноярского края.
Руководитель
Актуальность темы В концепции модернизации российской системы образования до 2010 года прописаны стратегические направления развития современной системы образования, в том числе специального, важнейшими из которых являются: реализация прав все детей без исключения на образование; интеграция детей с проблемами в развитии в образовательную среду; смещение смыслового центра специального образования в сторону личностного развития, сознательной регуляции в социуме
Идея Согласно концепции модернизации российского образования до 2010 года «дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены медико-психологическим сопровождением». Сопровождение понимается нами как организованная психологическая, педагогическая, медицинская, социальная помощь в условиях образовательного учреждения. С одной стороны, это действие, направленное на ребенка с целью поддержки его при решении образовательных, воспитательных задач. С другой стороны, это целостная система профессиональной деятельности специалистов, педагогов, направленная на создание условий, способствующих наиболее эффективной социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными
Замысел Коррекция отклонений в развитии детей средствами образования, трудовой подготовки, социально-педагогической реабилитации для последующей интеграции в общество
Цель программы создание комплексной системы психологической, педагогической, лечебно-профилактической помощи и поддержки обучающимся, способствующей личностному, социально-эмоциональному развитию детей, их сознательной регуляции поведения и жизнедеятельности в социуме.
Основные задачи Разработать модели, содержания и технологий комплексного сопровождения детей в условиях общеобразовательной школы ; формировать опыт привлеченных к вопросам обеспечения системы сопровождения органов общественно- государственного управления, социальных партнеров; Обеспечить материально-техническую базы для расширения использования в обучении детей и профессиональной деятельности педагогов телекоммуникационных и информационных технологий; Формировать практический опыт использования телекоммуникационных и информационных технологий в учебно-воспитательном процессе; Создать учебно-методическую, материально-техническую базы трудового обучения
Гипотеза Если в результате реализации Программы будут решены обозначенные в ней задачи, то: наиболее полно будут соблюдены права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья; обеспечено максимальное развитие резервных возможностей обучающихся, способствующих их социально-педагогической реабилитации, самореализации и самоопределению; будет создана новая педагогическая практика: специальные образовательные программы, технологии, учитывающие особенности психофизического развития детей, формы обучения; будут реализованы концептуальные идеи модернизации российского образования.
Ожидаемые результаты нормативно-правовое обеспечение педагогической деятельности на уровне образовательного учреждения по вопросам сопровождения обучающихся; обеспечение мониторинговых процедур, диагностических исследований корректным инструментарием по всем направлениям сопровождения; апробация, описание и распространение позитивного педагогического опыта по вопросам комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. социализация учащихся
Показатели результативности динамика индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ по освоению предметных программ; создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу, и наличие соответствующих материально-технических условий); увеличение доли педагогических работников образовательного учреждения, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья; сравнительная характеристика данных медико- психологической и педагогической диагностики учащихся с ОВЗ на разных этапах обучения; количество специалистов, привлекаемых к индивидуальной и групповой работе с детьми с ОВЗ; адаптация учащихся в социуме
Механизмы реализации программы оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.
социальное партнерство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).
Этапы программы I ЭТАП – 2011 – 2012 ГГ. – ПОИСКОВО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ; ИЗУЧЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ; ПОИСК ИНФОРМАЦИИ ПО ДАННЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ; ПОИСК ОПТИМАЛЬНОЙ МОДЕЛИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ; ПОИСК ОПТИМАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ СОПРОВОЖДЕНИЕМ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ; ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ; ПОДБОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ; ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА.
II ЭТАП – ГГ. – ПОСТАНОВОЧНЫЙ II ЭТАП – ГГ. – ПОСТАНОВОЧНЫЙ ОТРАБОТКА НОВОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ СОПРОВОЖДЕНИЕМ; РАЗРАБОТКА И УТВЕРЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ; РАЗРАБОТКА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ; РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, АДРЕСНОЙ ПОМОЩИ; РАЗРАБОТКА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; РАЗРАБОТКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ; ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ; СОЗДАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ.
III ЭТАП – 2014 – 2016 ГГ. – АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ; ОТРАБОТКА МЕХАНИЗМОВ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ СОПРОВОЖДЕНИЯ (МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ, ВКЛЮЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, УСПЕШНОСТИ УСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММАМ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ); ОБОБЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОПЫТА ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ СОПРОВОЖДЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ.
IV ЭТАП – 2016 – 2017 Г. – ОБОБЩАЮЩИЙ ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ПРОБНОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОГРАММЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОВНЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ;