«Меняется всё: времена, нравы, даже ход светил. Неизменным остается одно – бесконечная любознательность человека» «Каждый ребенок есть однажды случающееся чудо» Э. Ильенков
Актуальность: 1. Требование времени. 2. Дети с проблемами в развитии (интеллектуальными, эмоционально- волевыми, с ограниченными возможностями здоровья и др..3. Результаты учебной деятельности.
Дифференцированный подход – 1)создание разнообразных условий обучения для различных групп; 2)комплекс методических, психолого- педагогических и организационно- управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в разноуровневых группах.
Индивидуальный подход – 1)учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения; 2) создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и каждого ребенка; 3) принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.
Дифференциация: Внешняя - разделение учащихся по определенным признакам на стабильные группы, в которых и содержание образования и методы обучения, и организационные формы различаются. Внутренняя (внутриклассная) дифференциация учитывает индивидуальные особенности детей в процессе обучения в классе. Разделение на группы может быть явным и неявным, состав групп меняется в зависимости от поставленной задачи.
ТехнологииАвторы Особенности технологии Технологии уровневой дифферен циации Н.П.ГузикУроки по каждой теме составляют 5 типов: лекции, комбинированные семинарские занятия, зачеты, защита тематических заданий, уроки-практикумы. Организация уровневой дифференциации на всех этапах урока по 3 уровням: С – базовый стандарт, минимальный или репродуктивный; В – аналитико-синтетический (водятся дополнительные сведения, расширяющие материал уровня С; А – творческий или продуктивный уровень. При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуальный учет достижений каждого учащегося.
Уровневая дифференциац ия обучения на основе обязательных результатов В.В.Фир сов Введение двух стандартов: обучения (уровень, который должна обеспечить школа способному, увлеченному выпускнику) и стандарта обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый). Психологическая установка учителя: «Возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного». Организация систематической повседневной работы по предупреждению и ликвидации пробелов путем организации пересдачи зачетов.
Технология индивидуа лизации обучения Инге Унт,Основа обучения- самостоятельная работа учащегося в школе и дома Границкая А.С. В рамках классно-урочной системы организация работы класса, при которой 60-80% времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками. Нелинейная конструкция урока: первый этап – обучение всех, второй этап – два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками. Шадриков В.Д Обучение выстраивается в зависимости от способностей каждого ученика. Организация групп с переменным составом.
-привлечение пройденного материала; - усложнение видов работы; - усиление творческой деятельности.
-Учитель предлагает задания; - Ученик выбирает сам.
-Задания, устраняющие пробелы в знаниях; -Задания, учитывающие предварительные знания; - Творческие задания; -Задания, на углубление изученного
- Временное облегчение заданий; - Задания с письменной инструкцией - Работа с подкреплением рисунком, чертежом и др. - Групповая работа по модели полного усвоения знаний
1)Интеллектуальные способности учащихся 2)Специальные способности Психофизические особенности учеников 4)Способности по проектируемой профессии.
- Блочная подача материала; -Дидактический материал с разноуровневыми заданиями; - Индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы; - Работа с тетрадями на печатной основе; - Опережающие задания; - Дифференцированное объяснение нового материала; - Дифференциация объема и сложности заданий; Использование зачетной системы контроля знаний.
- Отсутствие в классе отсутствующих учащихся; - Полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящая от уровня к уровню; -Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, уверенности в себе, творчества; -Повышения познавательного интереса и мотивации к обучению; - Развитие способностей учащихся.
-Большая подготовительная работа перед уроком; - Переработка содержания материала; - Дидактическое обеспечение; - Подготовка учащихся к такой форме работы; - Педагогический мониторинг
Доводы, до которых человек додумался сам, убеждают его больше, чем те, которые пришли в голову другим» (Луи Паскаль)