СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА ПО ФГОС И ТРАДИЦИОННОГО УРОКА Подготовила: Ковалева Л.А МБОУ «Голубинская СОШ»
МО учителей начальных классов и воспитателей дошкольной группы МБОУ «Голубинская СОШ»
Формирование основ гражданской идентичности личности ; Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества ; Развитие ценностно - смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма ; Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию ; Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.
Что значит системно - деятельностный подход в условии введения ФГОС? Системный подход означает, что каждому обучающемуся необходимо создать такие условия, чтобы на любом уровне развития личности можно было помочь ребенку применить в действии полученные знания, умения и навыки, независимо от конкретной ситуации данного учебного предмета, т.е. в системе общности разных предметов. Деятельностный подход позволяет обучающемуся непосредственно быть занятым интеллектуальным поиском решения проблемного вопроса, развивая в учениках способность к самореализации на уроке, предполагающей владение основами самоорганизации и самообразования.
Традиционный взгляд Какой требовался результат? Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ «Хорошее прошлое положительно опасно, положительно опасно, если делает нас если делает нас удовлетворенными удовлетворенными настоящим и, следовательно, не настоящим и, следовательно, не готовыми к будущему» готовыми к будущему» ФГОС В этом принципиально изменились требования к результату. Смена образовательной цели. Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности.
Развитие – это процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему (Толковый словарь Ожегова)
совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Личностные Личностные Регулятивные Регулятивные Общепознавательные Общепознавательные Коммуникативные Коммуникативные
Типы уроков 1тип. Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности 2 тип. Учебное занятие закрепления знаний и способов деятельности 3 тип. Учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности 4 тип. Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности 5 тип. Учебное занятие проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности учащихся
Группы целей : Цели, ориентированные на развитие личностно- смыслового отношения учащихся к изучаемому предмету; Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности; Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры; Цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры; Цели, связанные с развитием у учащихся культуры самоуправления учебной деятельностью; Цели, ориентированные на развитие информационной культуры школьников; Цели, ориентированные на развитие коммуникативной культуры школьников; Цели, связанные с развитием у школьников рефлексивной культуры;
Структура традиционного урока I. Организационный этап. II. Проверка домашнего задания. III. Подготовка к новому материалу. IV. Объяснение нового материала. V. Закрепление новых знаний. VI. Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. VII. Итог урока
Структура современного учебного занятия 1. Организационный этап 2. Проверка выполнения домашнего задания 3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе 4. Усвоение новых знаний и способов действий 5. Закрепление новых знаний и способов действий 6. Контроль и самоконтроль 7. Коррекция знаний и способов действий 8. Информация о домашнем задании 9. Подведение итогов занятия 10. Рефлексия
Опорная таблица для конструирования учебного занятия Этап урока Требования к этапу УУД, формирующиеся на данном этапе
Формы урока Урок – беседа Урок – игра Урок – экскурсия Урок – путешествие Урок – концерт
Приёмы направленные на формирование УУД Перепутанные логические цепочки Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал» Чтение с пометками Постановка вопросов на установление причинно – следственных связей Мозговая атака или штурм
его способность самостоятельно мыслить; анализировать любой вопрос; умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Ведущими характеристиками выпускника начальной школы являются:
Деятельность учителя в реализации системно- деятельного подхода научный консультант и руководитель учебного проекта, который помогает сформировать у учащихся: умение демонстрировать и применять реально сформированные навыки в различных сферах и личной жизни умение добывать и изучать информацию по конкретной задаче самостоятельно. по конкретной задаче самостоятельно.
Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса. Веди ученика от собственного опыта к общественному. Будь не «НАД», а «РЯДОМ». Радуйся вопросу, но отвечать не спеши. Учи анализировать каждый этап работы. Критикуя, стимулируй ученика. Я – блестящий учитель, у меня прекрасные ученики!»
Литература