Технология критического мышления Основы методики критического мышления включает три стадии: - Стадия вызова - Стадия осмысления - Стадия размышления
1. Стадия вызова. Происходит актуализация имеющихся знаний по теме. С этой целью используются разные приёмы: составление кластера, в котором наглядно видна связь ключевого слова урока с другими понятиями или явлениями. Приём мозгового штурма, который активизирует внимание всех учеников. На стадии вызова учащиеся строят прогнозы, самостоятельно определяют цели познавательной деятельности на данном уроке.
2.Стадия осмысления. Даёт возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание. Используются приёмы: чтение текста с остановками, маркировка текста символами, составление таблиц и др. Для того, чтобы чтение было осмысленным и продуктивным, школьники одновременно делают пометки на полях учебника (простым карандашом).
Пометки на полях учебника V – это я уже знал; + - узнал новое; ? - не понял. По окончани и чтения учащиеся обсуждают в группе только один значок: ? - не понял.
3. Стадия размышления (рефлексия) Позволяет учащимся осмыслить всё, то что они изучали на уроке в собственном контексте, выразить это своими словами. Используются приёмы: групповая дискуссия, написание мини-сочинения эссе, составление схем или подготовка своего законодательного предложения.
Кластер Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Это способ систематизации информации, который используется на разных этапах работы. (После прослушивания лекции, прочтения учебного текста, при подготовке к написанию сочинения, доклада и т.д.)
Кластер. Кластер. Первый этап работы: ученик выписывает на отдельный листочек всё то, что вспомнилось ему по поводу данной темы. ( Возникает некий хаос различных данных ). Деятельность «импрессиониста»
Кластер. Кластер. Второй этап работы: Предстоит выделить определенные основания, на которых будет происходить систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт… Деятельность аналитика
Права человека Пример составления кластера Правоохранительные органы Защита Судья Милиция Прокурор Уголовное дело Адвокат Адвокатура Следствие Закон Прокуратура Обвинение Суд Гражданские дела Состязание сторон Заседатель
Пример составления кластера Правоохранительные органы Участники судебного процесса по уголовным делам: судья, прокурор, адвокат, заседатель. Способы поиска истины, способы защиты прав человека и закона: следствие, судебное состязание. Участники судебного процесса по гражданским делам: судья, адвокат и заседатели. Задачи правоохранительных органов: защита закона, защита прав человека Правоохранительные органы: адвокатура, прокуратура, суд, милиция
СИНКВЕЙН «синквейн» Слово «синквейн» происходит от французского слова, означающего «пять». Таким образом, синквейн синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
СИНКВЕЙН синквейна. Существительное, обозначающее тему синквейна. синквейна. Два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна. Три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные данному явлению, предмету. Фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки. Существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту. Первая строка Вторая строка Третья строка Четвертая строка Пятая строка
Пример составления синквейна Закон Справедливый, суровый Предупреждает, защищает, наказывает Необходимое условие существования общества Необходимость
Синквейн Синквейн Синквейн – быстрый, мощный инструмент для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации, развития речи.
Основные характеристики критического мышления. Схема 1 Умение видеть проблемы Готовность к их решению Умение анализировать проблему Умение аргументировать позицию Умение отказаться от стереотипов Умение найти нестандартное решение Умение рефлексировать на собственную интеллектуальную деятельность Анализ положительных и отрицательных последствий своего решения Обнаружение ошибок Готовность отказаться от принятого решения Интеллектуальные умения Открытость для новых идей Умение делать объективные выводы Понимание неоднозначности мира
Рефлексия на собственную нравственную позицию Основные характеристики критического мышления Схема 2 Нравственные качества Умение брать на себя ответственность Понимание ответственности за принятое решение Уважение к чужому мнению Признание права другого человека на свою точку зрения и свою позицию Признание права другого человека на ошибку Толерантность
Этот вид работы используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо их оценки или обсуждения. Идеи фиксируются учителем на доске, а «мозговой штурм» продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится время, отведенное для задания. «Мозговой штурм»
Правила проведения «мозгового штурма»: - нельзя оценивать какие бы то ни было идеи; - называя идеи, нельзя повторяться: - чем больше список идей, тем лучше; -,,разрабатывайте проблему: подходите к ней с разных сторон, расширяйте и углубляйте различные подходы. Для высказывания любых идей по проблемам членам групп отводится 5 минут.
Благодарю за внимание! Приглашаю на урок!