Особенности работы классного руководителя в школе полного дня МОУ СОШ 20 Калуга, 2008
Педагогическая поддержка помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией, с жизненным, профессиональным и этическим выбором (самоопределением)
Педагогическая поддержка Администрация Медик Психолог Социальный работник Повар Классный руководитель Воспитатель ШПД
Классный воспитатель (тьютор) Тьютор ( в переводе с англ. tutor) означает «домашний учитель, репетитор, школьный наставник, опекун. Тьютор (по опр. Н.В.Рыбалкиной) – это позиция взрослого, который помогает учащемуся строить индивидуальную образовательную траекторию. Тьютор (по опр. Л.В.Бендовой) – преподаватель особого типа, играющий роль консультанта, наставника, организатора самостоятельной деятельности учащихся по освоению содержания курса, личностно- профессиональному развитию и саморазвитию.
Общие функции, отраженные в должностных инструкциях Классный руководительВоспитатель ШПД создает благоприятные условия для индивидуального развития и нравственного формирования личности учащегося способствует формированию у обучающихся нравственных качеств гражданина, прививает им навыки культурного поведения, ответственного отношения к учебе, труду, уважение к правам человека; проводит работу по профилактике у обучающихся отклоняющегося поведения, вредных привычек осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности, содействует получению дополнительного образования учащимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, существующих в школе и по месту жительства. организует выполнение обучающимися режима дня, приготовление ими домашних заданий, оказывает им помощь в учении, организации досуга и в получении дополнительного образования, вовлекая их в художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам развивает классное самоуправление, приучая детей к самоорганизации, ответственности, готовности и умению принимать жизненные решения оказывает помощь в организации самоуправления в коллективе обучающихся
Общие функции, отраженные в должностных инструкциях Классный руководительВоспитатель ШПД защищает права и свободы воспитанников, несёт ответственность за их жизнь и здоровье и безопасность в школе соблюдает права и свободы обучающихся, обеспечивает безопасное проведение образовательного процесса, строгое соблюдение правил охраны труда, техники безопасности, санитарных и противопожарных правил даёт консультации родителям, проводит родительские собрания изучает индивидуальные способности, интересы и склонности обучающихся, их семейные обстоятельства и жилищно-бытовые условия; взаимодействует с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими) участвует в работе педагогических советов, семинаров, административных и методических совещаний систематически повышает свою профессиональную квалификацию; участвует в деятельности методических объединений, педагогических советах и других формах методической работы
Модель рабочего дня классного воспитателя Встреча детей утром и «настраивающее общение». Наблюдение за детьми во время их работы на занятиях. Организация прогулки на свежем воздухе, рекреационной деятельности в помещении. Организация анализирующей «пятиминутки»
Модель рабочего дня классного воспитателя Подготовка совместно с детьми и организация очередного творческого дела, игры, праздника, презентации. Организация с детьми групповой рефлексии. Организация совместно с завучем дополнительных консультаций для детей, у которых выявились проблемы с учёбой.
Модель рабочего дня классного воспитателя Проведение плановых и спонтанных занятий по личностно значимым проблемам для учащихся. Контакты с руководителями кружков и секций, библиотекарем, врачом (медсестрой), психологом, логопедом, социальным педагогом. Организация питания класса.
Модель рабочего дня классного воспитателя Проведение диагностических исследований, описание результатов педагогического наблюдения в профессиональном дневнике, работа со школьными документами. Чтение литературы. Планирование работы на следующий день (неделю). Подготовка и проведение собственных уроков, групповых занятий или индивидуальной консультации.
За что отвечает классный воспитатель Работа с учащимися: 1.Самоподготовка организация порядка, тишины; обеспечение готовности к самостоятельной работе; планирование времени совместно с учеником; проведение хронометража самоподготовки; проверка выполнения домашнего задания; анализ эффективности самоподготовки. 2. Посещение уроков по плану, наблюдение за учащимися во время уроков, фиксация результатов. 3. Перемены: проветривание класса (организация); дежурство рядом с детьми во время перемены; подготовка к следующему уроку. 4. Организация питания детей во время завтрака и обеда; контроль соблюдения правил поведения в столовой.
За что отвечает классный воспитатель 5. Прогулки: организация выхода детей на прогулку; организация игр на улице для детей начальной школы обеспечение безопасности на прогулке. 6. Школьный клуб: работа с учеником на этапе самоопределения - выбора занятия; контроль посещения секций клуба. 7. Оформление класса, выпуск стенгазет, поздравление именинников (совместно с учащимися класса). 8. Подготовка к общешкольным праздникам: присутствие на репетициях (начальная школа) обеспечение готовности костюмов (подогнать по размеру, погладить, повесить на вешалки, промаркировать) знание сценария праздника. 9. Организация коррекционной работы с отдельными учащимися или с учебной группой; определение способов решения возникающих проблем.
За что отвечает классный воспитатель Работа с документацией: составление планирования деятельности классного воспитателя (в начале учебного года); заполнение классных журналов (регулярно); контроль ведения дневников (еженедельно); оформление папок с итогами успеваемости в конце каждой четверти; составление индивидуальных расписаний учащихся и корректировка их в течение учебного года; контроль занятости учащихся: посещение спецкурсов, дополнительных занятий, мастерских, клубов; учет успеваемости (контроль текущих результатов обучения); контроль и фиксация задолженностей по предметам (еженедельно) еженедельное посещение уроков по плану (ведение протокола наблюдений за учебной деятельностью учащихся на уроке, их поведением); фиксация домашнего задания для заболевших учащихся.
За что отвечает классный воспитатель Взаимодействие с учителями: обсуждение с учителями проблем учащихся; фиксация методов их решения и полученных результатов; обсуждение наличия и качества домашнего задания; обсуждение с учителями объема домашнего задания (по итогам анализа самоподготовки); обсуждение и запись домашнего задания для заболевших учащихся. Взаимодействие с родителями: фиксация информации для передачи родителям; фиксация содержания индивидуальных бесед с родителями; подготовка и проведение родительских собраний; своевременное выявление претензий родителей; принятие мер по их снятию; коррекция детско-родительских отношений с целью формирования единого со школой стиля воспитания ребенка.
За что отвечает классный воспитатель Взаимодействие с другими школьными службами: психолого-педагогический анализ динамики развития каждого ребенка; определение и фиксация медико-психологических стратегий работы с учащимися в начале учебного года; внесение дополнений и изменений в программу коррекционной работы в течение года и контроль их выполнения; организация работ по подготовке детских портфолио и их презентации по окончании учебного года; оценка уровня сформированности основных компонентов учебной деятельности каждого учащегося и группы в целом; Взаимодействие с администрацией и коллегами: своевременное устранение накладок, связанных с изменением в расписании, номере кабинета, отсутствием и опозданием учителей.
За что отвечает классный воспитатель Диагностическая работа: диагностика психолого-педагогических проблем развития каждого ребенка; оценка сформированности внутригрупповых отношений; рейтинг учебных предметов; уровень сформированности основных компонентов учебной деятельности; составление психолого-педагогической характеристики учащихся (табличная и текстовые формы); составление карты независимых педагогических характеристик процесса обучения каждого ученика; психологическая оценка детско-родительских отношений; диагностика взаимодействия «ученик-учитель» (с 5 класса).
Ученик будет знать, что существует, Ребёнок научится ходить сам по проторенному пути, а подопечный тьютора научится создавать путь. Н.В.Рыбалкина «Идея тьюторства – идея педагогического поиска»