ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО ПРЕДМЕТУ «САМОПОЗНАНИЕ» Утвержден и введен в действие приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 28 августа
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СТАНДАРТА Введение 1. Область применения 2. Нормативные ссылки 3. Термины, определения и сокращения 4. Общие положения 4.1 Тенденции развития мирового образовательного пространства 4.1 Тенденции развития мирового образовательного пространства 4.2 Приоритеты развития образования в Республике Казахстан 4.2 Приоритеты развития образования в Республике Казахстан 5. Цели предмета «Самопознание» 6. Ожидаемые результаты по уровням учебных достижений 6.1 Дошкольное образование 6.1 Дошкольное образование 6.2 Общее среднее образование 6.2 Общее среднее образование 7. Базовое содержание образования по предмету «Самопознание» 8. Учебная нагрузка и её распределение 9.Особенности организации образовательного процесса по предмету «Самопознание» 10. Рекомендации по оцениванию учебных достижений учащихся Приложение (справочное) Библиография
ВВЕДЕНИЕ Основополагающие документы Основное назначение в определении нормативных требований к организации НДО в системе дошкольного и среднего общего образования
Основополагающие документы Конвенция «Оправах ребенка» «Стратегия развития Казахстана до 2030 года» Закон РК «Об образовании» Государственная программа развития образования в РК на годы Комплексная программа воспитания в организациях образования РК на годы
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Обязательные требования к организации процесса самопознания в условиях дошкольного и 12-летнего среднего общего образования: При организации учебного процесса При организации учебного процесса При разработке УМК При разработке УМК При мониторинге учебных достижений При мониторинге учебных достижений При разработке прикладных курсов и курсов по выбору При разработке прикладных курсов и курсов по выбору При организации дополнительного образования При организации дополнительного образования При разработке ГОСО по другим предметам для реализации принципа гуманизма, усиливающих ценностный потенциал При разработке ГОСО по другим предметам для реализации принципа гуманизма, усиливающих ценностный потенциал
ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ Базовое содержание среднего общего образования, базисный учебный план, образовательная основная программа, стандарт учебного предмета, школьный вариативный компонент среднего общего образования Базовое содержание среднего общего образования, базисный учебный план, образовательная основная программа, стандарт учебного предмета, школьный вариативный компонент среднего общего образования Гуманизация образования, нравственно-духовное образование, образовательная область, ожидаемые результаты Гуманизация образования, нравственно-духовное образование, образовательная область, ожидаемые результаты Компетенция, компетентность Компетенция, компетентность Нравственность, духовность, ценность Нравственность, духовность, ценность Человек – личность – индивидуальность - ценностный потенциал личности Человек – личность – индивидуальность - ценностный потенциал личности Самоактуализация - самовоспитание- самоопределение-саморазвитие- самопонимание - самореализация-становление-самопознание Самоактуализация - самовоспитание- самоопределение-саморазвитие- самопонимание - самореализация-становление-самопознание
Самопознание самопонимание самопонимание самоопределение самоопределение самоактуализация самоактуализация самовоспитание самовоспитание становление становление саморазвитие саморазвитие самореализация самореализация Я - концепция Я - концепция
ПОЧЕМУ САМОПОЗНАНИЕ? Погоня за материальным благополучием привела к кризису души: Д Дефицит духовности Б Безнравственность Р Разобщенность людей А Агрессия (военная, терроризм)
Поэтому давайте воспитывать личность, высокую в нравственно-духовном отношении, с самого раннего возраста. Сегодня весь мир находится в поиске новых образовательных программ по общечеловеческим ценностям. В основе системы образования Японии лежит курс, направленный на воспитание высоконравственной личности. Во Франции успешно реализуется концепция «воспитание через искусство». Поэтому давайте воспитывать личность, высокую в нравственно-духовном отношении, с самого раннего возраста. Сегодня весь мир находится в поиске новых образовательных программ по общечеловеческим ценностям. В основе системы образования Японии лежит курс, направленный на воспитание высоконравственной личности. Во Франции успешно реализуется концепция «воспитание через искусство».
В учебных планах Литвы обязательным предметом является курс по нравственному образованию. Человеческие отношения и развитие духовности, общественные связи и гражданская этика преподаются в Финляндии. Но очень много зависит от семейного воспитания. Мы провели анкетирование среди детей и родителей и выяснили, что только 74 процента взрослых говорят своим детям ласковые слова, при этом больше половины отцов вообще не считают нужным показывать внешне привязанность к детям. В учебных планах Литвы обязательным предметом является курс по нравственному образованию. Человеческие отношения и развитие духовности, общественные связи и гражданская этика преподаются в Финляндии. Но очень много зависит от семейного воспитания. Мы провели анкетирование среди детей и родителей и выяснили, что только 74 процента взрослых говорят своим детям ласковые слова, при этом больше половины отцов вообще не считают нужным показывать внешне привязанность к детям.
Поэтому очевидна необходимость возрождения добрых и сердечных семейных отношений и нравственных традиций. В школах республики успешно работает программа нравственно-духовного образования «Самопознание». В результате педагоги и родители, чьи дети учатся в этих классах, отмечают положительные изменения в поведении своих сыновей и дочерей, которые заметно становятся более внимательными друг к другу и милосердными. В школах республики успешно работает программа нравственно-духовного образования «Самопознание». В результате педагоги и родители, чьи дети учатся в этих классах, отмечают положительные изменения в поведении своих сыновей и дочерей, которые заметно становятся более внимательными друг к другу и милосердными.
В этих детских коллективах снизился уровень тревожности и конфликтности. Из интервью Министра образования РК Ж. К. Туймебаев на праздновании Дня защиты детей, июнь 2009 года, Астана Ж. К. Туймебаев на праздновании Дня защиты детей, июнь 2009 года, Астана
«Образовательные учреждения превратились в фабрики, производящие обладателей дипломов» «Образование должно учить вас как жить, а не как зарабатывать деньги» Бхагавана Шри Сатья Саи Баба
КАЗАХСТАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «Построить общество, где ценятся честь, достоинство и репутация каждого, где присутствует высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности.» Н.Назарбаев «Построить общество, где ценятся честь, достоинство и репутация каждого, где присутствует высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности.» Н.Назарбаев Человек –высшая ценность. Человек –высшая ценность. Культуросозидательная функция образования. Культуросозидательная функция образования. Интегрированный предмет «Самопознание» - основы гуманистического мировоззрения, где неразрывна связь природы и человека, материи и духа, макрокосмоса с микрокосмосом, всего человечества с отдельной личностью Интегрированный предмет «Самопознание» - основы гуманистического мировоззрения, где неразрывна связь природы и человека, материи и духа, макрокосмоса с микрокосмосом, всего человечества с отдельной личностью
«Курс «Самопознание» помогает человеку найти себя, раскрыть лучшие свои качества, не изменять себе, сохранять свое достоинство и всегда оставаться человеком в полном смысле этого слова» «Курс «Самопознание» помогает человеку найти себя, раскрыть лучшие свои качества, не изменять себе, сохранять свое достоинство и всегда оставаться человеком в полном смысле этого слова» Сара Алпысовна Назарбаева Сара Алпысовна Назарбаева
«Образование должно приносить пользу обществу и миру в целом, понимая его потребности» Бхагавана Шри Сатья Саи Баба «Мне хочется, чтобы дети с самых малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми и счастливыми, чтобы учились и росли, обретая мудрость жизни и счастье в служении человечеству» Сара Назарбаева Сара Назарбаева
ЦЕЛИ ПРЕДМЕТА «САМОПОЗНАНИЕ» способствовать осознанию каждым учеником своего внутреннего мира и осмыслению своей индивидуальности; способствовать осознанию каждым учеником своего внутреннего мира и осмыслению своей индивидуальности; содействовать гармоничному становлению личности через развитие жизненноважных ключевых компетенций: содействовать гармоничному становлению личности через развитие жизненноважных ключевых компетенций: определять свою жизненную позицию; конструктивно решать вопросы соответственно нравственным нормам; выстраивать доброжелательное отношение к себе, к людям и окружающему миру;
оказывать посильную помощь людям, проявлять заботу о родных и близких; жить в ладу с самим собой; быть искренним в мыслях, словах и действиях; быть искренним в мыслях, словах и действиях; проявлять созидательную активность, гражданственность и патриотизм проявлять готовность к нравственному выбору и быть ответственным за свои мысли, слова и поступки; развивать на практике навыки служения обществу
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 8 уровней: старшая группа предшкола 1-2 классы 3-4 классы 5-6 классы 7-8 классы 9-10 классы классы
Основные разделы содержания предмета «Самопознание» Путь к себе Учимся общению Учимся общению Быть человеком Быть человеком Как прекрасен этот мир! Как прекрасен этот мир!
Учебная нагрузка По 1 часу в неделю – всего 32 часа в году Возможно 1 час учебного времени в рамках вариативной нагрузки Для изучения курсов по выбору прикладных курсов
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО САМОПОЗНАНИЮ 1. Круг радости 2. Минутка тишины 3. Наедине с собой 4. Чтение 5. Цитата урока 6. Рассказ учителя. Рассказ ученика. 7. Беседа 8. Игра. Упражнение
9. Творческая деятельность 10. Размышление над ситуацией 11. Споёмте, друзья 12. Разминка 13. Инсценирование 14. Обобщение 15. Круг «От сердца к сердцу» 16. Домашнее задание
Рекомендации по оцениванию учебных достижений учащихся -Качественная оценка учебных достижений -Методы:-самооценка-оцениваниесверстников -записи о конкретной деятельности ученика деятельности ученика -система заданий для рубежного контроля
-Портфолио -Обобщение накопленной информации об учебных достижениях Аттестат об общем среднем образовании предмет «Самопознание»- зачет