ПОВЕДЕНИЕ В научно- педагогической литературе: Образ жизни, совокупность поступков и действий кого- либо. В Педагогической энциклопедии: Реакции и действие человека и животных, выражающие их отношения с внешней средой. Поведение человека представляет собой систему действий сознательной личности, характеризуется сознательностью и целенаправленностью мотиваций, в которой проявляются, прежде всего, взаимоотношения с социальной средой. Через поведение человек преобразует окружающую действительность, и в то же время изменяет, развивает себя. В поведении проявляется личность человека, особенности его характера, темперамент, его потребности, взгляды, вкусы. Важную роль в поведении играют эмоции и чувства.
ПОИСКОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ Неотъемлемое проявление жизненной активности любого живого существа и выполняет важнейшую функцию – функцию развития. Определение Д. Берлайна: поведение, направленное на уменьшение возбуждения, вызванного неопределенностью. А.Н. Поддьяков: поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения. А.И. Савенков исследовательское рассматривает как: а) поиск информации; б) поведение, направленное на уменьшение возбуждения, вызванного неопределенностью; в) поведение на изучение объекта, имеющее в своей основе психическую потребность в поисковой активности, а исследовательское обучение – как вид обучения, построенный на фундаменте исследовательского поведения.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОИСКОВАЯ АКТИВНОСТЬ САМООБУЧЕНИЕ, САМОВОСПИТАНИЕ И САМОРАЗВИТИЕ.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ Мотивационная готовность и интеллектуальная способность личности к познанию реальности путем практического взаимодействия с ней, самостоятельной постановки разнообразных исследовательских целей, изобретения новых способов и средств их достижения, получения разнообразных, в том числе неожиданных, непрогнозировавшихся результатов и использование их для дальнейшего познания. Как отмечает А.С. Обухов, первоначально мотивом к исследовательской деятельности выступает любознательность, или по теории И.П. Павлова, рефлекс «что такое?». И у человека, и у животных существует исследовательская активность, исследовательское поведение, любопытство. Исследовательская деятельность базируется на исследовательской активности и исследовательском поведении, но, в отличие от них, является осознанной, целенаправленной, выстраиваемой культурными средствами.
МОТИВ МОТИВАЦИЕЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ. В ЗАПАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЭТОТ ТЕРМИН, ОБОЗНАЧАЮЩИЙ МОТИВИРОВАННУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ, СИМВОЛИЧЕСКИХ СТРУКТУР И Т.Д. ПОТРЕБНОСТЬ В НОВЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ, КОТОРУЮ Л.И. БОЖОВИЧ РАССМАТРИВАЛА КАК БАЗОВУЮ ПОТРЕБНОСТЬ РЕБЕНКА.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ ПОЗВОЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКУ УСПЕШНО ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ИЗМЕНЯЮЩИМИСЯ РЕАЛИЯМИ ВНЕШНЕГО МИРА, СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ, А ТАКЖЕ С СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ. НЕ ТОЛЬКО ТО, ЧТО АКТУАЛИЗИРУЕТСЯ В СИТУАЦИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ, НО И ПОЗИЦИЯ, ТРЕБУЮЩАЯ ПОПАДАТЬ В ЭТИ СИТУАЦИИ, ТРЕБУЮЩЕЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПУТЕМ – ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ПРОХОЖДЕНИЯ ЭТАПОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. ОБЫЧНО В ОБЫДЕННОМ УПОТРЕБЛЕНИИ ПОНИМАЮТ ПРОЦЕСС ВЫРАБОТКИ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ОДИН ИЗ ВИДОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!