Тема занятия 23: «Виды сложных предложений. Сложносочиненное предложение»
Цель занятия: Повторить классификацию сложных предложений; Повторить основные признаки сложносочиненных предложений.
Сложные предложения. Сложносо- чиненное (ССП) Сложнопод- чиненное (СПП) Бессоюзное (БСП)
Сложносочиненные предложения- это сложные предложения, части которых связаны интонацией и сочинительными союзами.
Группы сочинительных союзов: Сочинительные союзы Соединительные: 1) И 2) Да (=и) 3) Ни – ни (только повторяющийся союз) 4) Не только…но и (двойной союз) 5) как…так и (двойной союз) 6) тоже, также Разделительные: 1) Или (иль) 2) Либо 3) то…то (только повторяющийся) 4) Не то…не то (только повторяющийся) Противительные: 1) А 2) Но 3) Да (=но) 4) Зато 5) Однако 6) Же
Разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения: Одновременность, последовательность Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе. И вот в туманной вышине запели птички, и восток озолотился. Чередование, взаимоисключение То моросил дождь, то падали крупные хлопья снега. Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит или коней табун игривый молчанье дали возмутит. Противопоставление Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит. Ей было около тридцати, однако она казалось совсем молодой девушкой.
Домашнее задание. Из предложенных ниже предложений укажите номера сложносочиненных. (Знаки не расставлены) 1. Выпускник историко-филологического факультета Петербургского университета Лев Щерба был награждён за блестящую работу по языкознанию золотой медалью ( ) и ему предложили остаться в университете. 2. Директор и Изольда Павловна глядели в окна ( ) и Толик всё больше чувствовал себя виноватым. 3. Ребята переглядывались между собой ( ) рассеянно улыбались. 4. Он всё стоял ( ) ошалело глядя на доску ( ) когда в класс одна за другой вплыли нарядные студентки. 5. «Камчатка» загудела ( ) студентки заволновались и поплыли из класса обратно. 6. Она громко сморкалась в кружевной платок ( ) и Толику стало ужасно жалко её. 7. Дверь распахнулась ( ) и на пороге появился директор Михал Михалыч. 8. В мёртвой тишине директор прошёл по рядам ( ) и сел на последнюю парту. 9. Для этого нужно говорить о прозе профессии ( ) ибо без прозы не может существовать и её поэзия. 10. Это результат огромного труда ( ) и далеко не каждому дано её сделать.