XVIII. Оценка регулирующего воздействия Сокращение административных барьеров для малого бизнеса в сфере бухгалтерского учета (Европейская комиссия, 2009) Серия презентаций ИОПП Москва, 2009 г. Что такое оценка?
Предпосылки проведения ОРВ Финансовый кризис; Необходимость стимулирования экономики; Излишнее административное бремя в области подготовки и представления бухгалтерской отчетности для малого бизнеса; Несоответствие существующих стандартов запросам представителей микро-фирм.
Консультации Консультации с представителями комитетов по бухгалтерскому учету: –Выработка идей и потенциальных изменений стандартов для облегчения деятельности малого бизнеса; –Введение категории микро-фирм. Консультации с заинтересованным сторонами: –Обсуждение разработанных ранее потенциальных изменений.
Цели регулирования Общие: –Стимулирование конкурентоспособности микро-фирм и формирование возможностей роста. Специфические: –Сокращение административных барьеров для микро-фирм; –Изменение принципов бухгалтерского учета микро-фирм под нужды непосредственных пользователей и лиц, подготавливающих финансовый отчет.
Цели регулирования Операционные: –Снижение обязательных затрат на подготовку финансовой отчетности для микро-фирм –Соответствие требований финансовой отчетности нуждам ее составителей (микро-фирм) и пользователей (кредиторов, инвесторов). –Отмена излишних обязательных требований по предоставлению финансовой отчетности.
Получатели выгод Микро-фирмы: –Штат менее 10 человек; –Бухгалтерский баланс менее 500,000; –Оборот менее 1,000,000. МикроМалыйСредний Баланс 500,000 4,400,000 17,500,000 Оборот 1,000,000 8,800,000 35,000,000 Штат
Масштаб воздействия Из 7 млн. компаний, деятельность которых регулируется стандартами бухгалтерского учета, примерно 5 млн. компаний классифицируются как микро-фирмы. Примерное число компаний в зависимости от категорий МикроМалый Средни й Крупны й Публичн. Всего 5,369,738 1,477, ,419 96,5627,608 7,158, %21%3%1%0,1%100%
Статус-кво Базовый сценарий, согласно которому существующее регулирование сохраняется; Все 5,4 млн. микро-фирм продолжают полностью следовать действующим стандартам бухгалтерской отчетности; Общие издержки всех микро-фирм оцениваются в 6,3 млрд. ежегодно.
Стимулирование использования всех возможных мер, уже прописанных в стандартах Отсутствие необходимости законодательного изменения стандартов; Стимулирование национальных правительств к полному использованию тех льгот, которые уже могут быть применены к малому бизнесу; Доступные изменения не решают задачи изменения бухгалтерских стандартов под нужды малого бизнеса.
Обязательное исключение микро-фирм из- под регулирования бухгалтерских стандартов Полный отказ от каких-либо требований к ведению бухгалтерского учета для микро-фирм; Реализация меры будет невозможна на территории всех стран-членов.
Добровольное исключение микро-фирм из- под регулирования бухгалтерских стандартов на уровне каждой страны-члена Решение об исключении микро-фирм принимается на уровне национальных правительств; Большая гибкость меры, реакция на различия в национальных системах бухгалтерского учета; Максимально возможная экономия - 6,3 млрд.; Объем экономии зависит от заинтересованности стран-членов.
Введение упрощенного режима бухгалтерского учета для микрофирм Создание специальных стандартов для микро-фирм; Данная альтернатива требует гораздо большего времени на реализацию; Неприменима в краткосрочном периоде.
Введение поправок в существующие стандарты без введения термина «микро- фирма» Внесение нескольких оперативных поправок в существующие стандарты, позволяющих добиться небольшой экономии уже в краткосрочном периоде; Влияние данной альтернативы распространяется на все типы предприятий; Не достигается цель соответствия требований финансовой отчетности нуждам ее составителей и пользователей.
Сравнительный анализ альтернатив Опция Снижение обязательных затрат Соответствие фин. отчетности нуждам ее составителей и пользователей Отмена обязательных требований Достоверность информации Приемлемость политики Время для внедрения Ожидаемая экономия /+00/-++ От 0 до 1,8 млрд / От 5,1 до 6,9 млрд /-0/+++ От 4,1 до 6,9 млрд /?? /+-+0/- + От 0,1 до 1,4 млрд.
Результаты и выводы «Добровольное исключение микро-фирм из-под регулирования бухгалтерских стандартов на уровне каждой страны-члена» - наиболее приемлемый вариант. –Сокращение административных барьеров для малого бизнеса; –Достижение соответствия требований финансовой отчетности нуждам ее составителей и пользователей.
Контактная информация Адрес в России: , г. Москва, ул. Смольная, 10 Телефон: +7 (499) Эл.почта: Веб-сайт: (русская версия) (English version) Европейское бюро (Париж) – Мария Смирнова Эл.почта: