Имидж библиотекаря в эпоху цифровых информационных технологий Парамонова Татьяна библиотекарь НБ ИПКСЗ
«Любящее слово и внимание производят истинное чудо просвещения» - так писал о библиотекарях Николай Рерих
Имидж (лат. imago - изображение, портрет, вид, подобие, признак, представление) - это, с одной стороны, целенаправленно сформированный образ (лица, акции, предмета, организации), адресованный конкретной аудитории с целью эмоционально-психологического воздействия на нее; с другой - субъективная картина, которая складывается в сознании аудитории в результате интерпретации полученной информации на основе уже сложившихся стереотипов и значений
« Имидж библиотекаря» – это «создание образа библиотекаря». Существует три понятия «имиджа»: Идеальный имидж – имидж, к которому стремится библиотека. Зеркальный имидж – отражает мнение сотрудников библиотеки и библиотекарей о привлекательности библиотеки для читателей, ее репутации, о внимании властных структур и населения. Реальный имидж – характеризует отношение различных групп граждан к библиотеке / библиотекарю), их удовлетворенность качеством обслуживания, понимание значимости общественного книгопользования.
Главная задача имиджа - показать наряду с компетентностью вашу готовность к общению, создать образ доброго советчика. Наш имидж в сознании других людей создается поведением, речью, обликом и профессионализмом.
Формирование имиджа – непременная составляющая всех процессов, мероприятий, инициатив, выражающихся в оповещении о них общественности на языке в сфере интересов потребителей библиотечных услуг.
Реклама - одно из важнейших направлений деятельности любой библиотеки и одна из составляющих ее имиджа Необходимо создание фирменного стиля в каждой библиотеке (наличие визитки, слогана, web – страницы, рекламного буклета библиотеки, рекламных листовок, бланков, писем с эмблемой библиотеки).
Штат библиотеки Количество сотрудников - 12 человек 10 человек Высшее библиотечное образование 1 человек Незаконченное высшее библиотечное образование 2 человека Высшее педагогическое образование До 10 лет 2 человека Свыше 10 лет 10 человек Стаж работы
Вопросы для анкетирования Как часто Вы посещаете библиотеку? Знаете ли Вы об услугах, предоставляемых библиотекой? С какой целью Вы посещаете библиотеку? Степень удовлетворенности библиотечным обслуживанием (по шкале от 1 до 5) Важные для Вас показатели библиотечной среды: график работы, качество фондов библиотечных коллекций, условия и порядок книговыдачи, условия для изучения литературы, качество справочной службы По вашему мнению, какие навыки необходимы библиотекарю для достижения успеха?
Результаты исследования Как часто вы посещаете библиотеку? Большинство респондентов - 1–3 раза в неделю. Знаете ли вы об услугах, предоставляемых библиотекой (платных, бесплатных)? Большинство респондентов дали положительный ответ.
Показатели качества библиотечной среды Качество фондовГрафик работыКачество справочного аппаратаПравила и порядок книговыдачиСреда для изучения литературы
С какой целью вы посещаете библиотеку?
Навыки, необходимые библиотекарю Профессиональная компетентность Доброжелательность, деликатность Коммуникативные способности Организаторские способности Исследовательские способности
Степень удовлетворенности библиотечным обслуживанием
Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов. Н. А. Рубакин
Благодарю за внимание!