«Человечество находится на пороге глубочайшей перестройки всех основ современной цивилизации… Она коснётся всех стран и будет сопровождаться сменой ценностных шкал, привычных условий жизни и общественного устройства» 0) Н. Моисеев, академик (1917–2000)
Цель: воспитание культуры школьника в социо-природной среде. социо-природной среде. Задачи: Задачи: обратить внимание учащихся : 1.на проблемы взаимодействия человека с окружающей средой ( прагматическое использование природных ресурсов, загрязнение воздуха, воды, почвы, проблемы ресурсосбереже- ния и др.– проблемы современной России). 2. что «все связано со всем», «природа – идеальный мир»: гармония природы, сбалансированность природных процессов «так было, так есть и должно быть всегда!». 3. культура как способ взаимодействия человека с природой – как возможный сценарий будущего России ( от политики антропоцентризма к политике экоцентризма согласно концепции устойчивого развития ).
состоит в том, что дальнейшее развитие цивилизации может происходить только в согласии с законами природы… …Она предлагает людям брать от природы лишь то, что необходимо, точно просчитывая, что природа может восстановить. Мы должны использовать ресурсы рационально, избегая конфликта и с природой, и с людьми, которые нас окружают или живут далеко от нас, принимая здравые решения в отношении сегодняшнего и завтрашнего дня… » Г.А.Ягодин
С развитием цивилизации человек превратился в мощную силу, преобразующую мир. * С развитием цивилизации человек превратился в мощную силу, преобразующую мир. Количество изъятий из природы исходных продуктов, необходимых для удовлетворения потребностей человека, превысило их восполняемость, обеспеченную круговоротом веществ. Это относится к пресной воде, плодородной почве, лесам, полезным ископаемым и т.д
С другой стороны, С другой стороны, количество неиспользуемой части сырья (отходов) превысило пределы поглощения их природной средой. Человеческая деятельность изменила природные циклы круговорота вещества, разомкнув многие из них, что привело к нарушению систем жизнеобеспечения на Земле. Это обусловило загрязнение воздуха, почвы, ухудшение качества питьевой воды и как следствие – изменение климата и развитие различных заболеваний человека
.. Человечество может и должно развиваться, но может ли оно развиваться, не имея предела? Если мы (человечество) развиваемся не в соответствии с законами природы, то природа ставит свои ограничения
* Что мы знаем о проблемах человека с окружающей средой?