Проект «Государственные образовательные стандарты второго поколения» ноябрь, 2006
Образовательные стандарты 1.Особенности подхода 2.Основные компоненты системы 3.Возможные направления сотрудничества
Образовательные стандарты: особенности подхода Образовательные стандарты: особенности подхода Стандарт как общественный договор: выявление и согласование потребностей в общем образовании личность обществогосударство
Особенности подхода к разработке стандартов второго поколения Особенности подхода к разработке стандартов второго поколения Ориентация на результат образования Альтернативы Цели=идеалы заданные средства результат Цели=результаты средства избираемые педагогом оценка
Особенности подхода к разработке стандартов второго поколения Особенности подхода к разработке стандартов второго поколения Ориентация на результат образования. Следствия Ключевое понятие – результаты образования Понимание результата: на основе «знаниевой» или деятельностной парадигмы? Ориентация на деятельностный подход: развитие личности на основе освоения способов деятельности
Особенности подхода к разработке стандартов второго поколения Особенности подхода к разработке стандартов второго поколения Ориентация на результат образования. Следствия Ведущие элементы – требования к результатам и система их оценки Разделение ответственности между семьей, обществом и государством Основа для педагогики сотрудничества
Стандарт как система требований Стандарт к структуре образователь- ных программ к результатам образования к условиям образования организация и содержание планируемые и достигаемые результаты ресурсы и условия
Стандарт и его сопровождение мониторинг динамики потребностей личности, общества, государства в общем образовании учебный план, ядро содержания, программа воспитания система оценки гигиенические и ресурсные требования, их оценка легитимизация и контроль исполнения стандарта учебные программы, процедуры оценки, примеры планов и программ, … учебники и ЦОР, учебное оборудование, педобразование, … педагоги- ческие технологи и учебные модули, порталы …
Образовательные стандарты: разработки г.г. Образовательные стандарты: разработки г.г. Ведущие компоненты стандарта 1.Концепция образовательных стандартов 2.Проект Требований к структуре образовательных программ 3.Общие требования к результатам освоения образовательных программ 4.Проект Требований к результатам освоения программы начального образования 5.Общие требования к условиям реализации образовательных программ
Образовательные стандарты: разработки г.г. Образовательные стандарты: разработки г.г. Нормативное сопровождение 1.Варианты базисного учебного плана 2.Проект Фундаментального ядра содержания общего образования 3.Структура Программы развития универсальных учебных действий 4.Модель системы оценки результатов освоения основных образовательных программ
Образовательные стандарты: разработки г.г. Образовательные стандарты: разработки г.г. Нормативное сопровождение 5.Общие подходы к определению гигиенических требований к условиям реализации образовательного процесса 6.Модель требований к ресурсному обеспечению образовательного процесса 7.Модель мониторинга ресурсного обеспечения образовательного процесса
Образовательные стандарты: разработки г.г. Образовательные стандарты: разработки г.г. Нормативное сопровождение 8.Поправки к закону «Об образовании» 9.Регламент принятия и обсуждения стандартов 10.Модели процедур проверки исполнения стандартов
Образовательные стандарты: разработки г.г. Образовательные стандарты: разработки г.г. Технологическая и информационно- методическая поддержка Социологический мониторинг 1.Уровневая дифференциация: общие рекомендации 2.Модель специализированного сайта 3.Модель мониторинга динамики потребностей в общем образовании
Требования к результатам образования и система оценки Требования к результатам образования и система оценки Итоговая аттестация Мониторинговые исследования Требования к результатам освоения основных образовательных программ документы об образовании федеральные показатели региональные показатели Открытый доклад школы: обязательные показатели региональные показатели Открытый доклад школы: добровольные показатели федеральные показатели
Педагогические технологии: дифференциация требований Педагогические технологии: дифференциация требований Обязательность освоения базового уровня Добровольность освоения повышенных уровней Требования к результатам освоения разделов и тем курсов Реалистичность требований Вариативность требований Оценка «зачтено» Предъявление требований с помощью учебных заданий Открытость требований Накопленная итоговая оценка Альтернативность Предъявление требований с помощью учебных заданий Оценки «4», «5» Подтверждение оценки
Основные направления сотрудничества сотрудничества 1.Экспертиза разработанных документов 2.Экспериментальная проверка учебно-методическое обеспечение система оценивания педагогические технологии программа воспитания 3.Апробация и внедрение 4.Привлечение к разработкам
Спасибо за внимание! Ольга Логинова