Интегрированный урок в 9 классе по теме «Слово о полку Игореве» в русском искусстве» Алексеева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926). После побоища Игоря Святославовича с половцами В.М.Васнецов (1880г.)
Advertisements

БоянЯрославна «Князь Игорь» - опера А. Бородина в 4 действиях с прологом, либретто композитора на основе сценария В. Стасова по «Слову о полку Игореве».
« Слово… - произведение огромной идейной силы, это – произведение, призывающее к единству, обличающее усобицы князей. Д.С. Лихачев.
«Слово о полку Игореве» и русская культура « Слово о полку Игореве » - прекрасный благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания,
Василий Андреевич Жуковский ( ). Перевод В.А.Жуковского.
« Слово о полку Игореве » в иллюстрациях русских художников » Автор Ильиченкова Диана, ученица 9 класса МОБУ «Борисовская СОШ» Учитель Думцева Н.Н.
Музыкальное, графическое, живописное «Слово» вошло в наш духовный обиход и стало его неотъемлемой частью. Гордостью наполняется сердце, когда звучат имена.
«…за землю Русскую!» Повторительно-обобщающий урок по «Слову о полку Игореве».
Тема урока: Опера «Князь Игорь». «Князь Игорь»… опера высокого гражданского звучания… Это одно из тех произведений, которые составляют славу русской музыки.
«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» Автор Бардыкина Е.Б., учитель МОУ СОШ 23 г.Рыбинск учитель МОУ СОШ 23 г.Рыбинск.
Фаворский Владимир Андреевич В. А. Фаворский вошел в отечественную и мировую художественную культуру как непревзойденный мастер ксилографии.
Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова «Слово о полку Игореве» возвышается уединенным памятником в пустыне нашей древней словесности»
«Слово о полку Игореве» - это удивительно яркое произведение национальной литературы – отразилось в творчестве многих русских художников и композиторов.
Зловещая, переходящая в синеву желтизна неба. Темный круг с золотым ореолом – затмение. Силуэты ратников с хоругвями, в полном боевом облачении. Справа.
Историческая основа «Слова о полку Игореве». Русь времен «Слова о полку Игореве».
Жанр. Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве». Заметалина Е.В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 12 Белоглинского района Краснодарского края.
Александр Порфирьевич Бородин Опера « Князь Игорь » Опера « Князь Игорь »
А.П.Бородин Две стороны личности: композитор и ученый-химик.
Венгренюк Ольга Ивановна МКОУ СОШ п. Орлецы Кировской области Нагорского района.
Колесникова Е.В учитель русского языка и литературы.
Транксрипт:

Интегрированный урок в 9 классе по теме «Слово о полку Игореве» в русском искусстве» Алексеева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ Гимназия 1» г. Ядрин Педагогический стаж: 20 лет Квалификационная категория: высшая

Цели урока - познакомить учащихся со «Словом о полку Игореве» в живописи и музыке; - расширить кругозор учащихся, способствовать развитию эстетического воспитания и чувства патриотизма; - раскрыть воплощение идеи «Слова о полку Игореве» в живописи и музыке. Задачи урока: - знакомство учащихся с произведениями живописи к «Слову о полку Игореве» -знакомство учащихся с оперой А. П. Бородина «Князь Игорь», с арией князя Игоря. - использование ЦОР для раскрытия темы урока.

Ожидаемые результаты урока: - учащиеся получают информацию об идее «Слова о полку Игореве» в русской живописи. - у учащихся формируется представление о понятиях «ксилография», «опера», «ария», «музыкальный портрет» - у учащихся устанавливается связь идеи «Слова ….»с идеей произведений русской живописи и музыки. - учащиеся знакомятся средствами Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point…для оформления презентаций и рефератов, докладов, сообщений.

Вспомним: какова идея «Слова о полку Игореве»? Что воспевает и к чему призывает автор «Слова…»? Какие художественные приемы помогают раскрывать идею произведения?

Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926)

После побоища Игоря Святославовича с половцами В.М.Васнецов (1880г.)

Итак, сделаем вывод: - каким образом картина В. М. Васнецова раскрывает основную мысль «Слова…»? -Почему же, на ваш взгляд, художник выбирает именно тему: «Поле побоища», а не тему «Битва»?

Владимир Андреевич Фаворский (1886 – 1964) – график, живописец, народный художник СССР, создатель школы ксилографии (гравюры на дереве), монументалист, театральный художник

Плач Ярославны. Гравюра В.А.Фаворского. 1954г.

«Голос Ярославны слышится, на заре одинокой чечеткой кличет: «Полечу, - говорит, -кукушкою, по Дунаю Омочу бобровый рукав в Каяле-реке, Оботру князю кровавые раны на отвердевшем теле его» (Перевод В. А. Жуковского) Ярославна. Художник Роман Белоусов

«Ярославна рано плачет В Путивле на забрале, приговаривая: «Светлое и трижды светлое солнце! Всем ты тепло и прекрасно: Зачем, владыко, простерло ты Горячие лучи свои На воинов моего лады? В поле безводном жаждою им луки скрутило, Горем им колчаны заткнуло?» (Перевод Д. С. Лихачева ) Ярославна. Художник И. Я. Билибин

«Рано плачет Ярославна на стене Градской в Путивле, Кличет к ветру:»Ветр, ветрило, Ты к чему насильно веешь? Ты зачем, о господне, на своих Нетрудных крыльях Стрелы ханские бросаешь на бойцов. Где он, мой Ладо?» (Переложение К. Д. Бальмонта) Художник Н. А. Воробьев

- Какое значение имеет плач Ярославны в «Слове…»? Как плач Ярославны связан с основной мыслью «Слова о полку Игореве»? - Удалось ли, на ваш взгляд, иллюстратору Фаворскому передать настроение героини? Обоснуйте свой ответ. - Что вы можете сказать о других иллюстрациях к произведению?

А.П.Бородин ( ) – химик и музыкант. В 60-е годы 19 века композитор Бородин решил дать музыкальную жизнь «Слову о полку Игореве». Над оперой он работал почти 20 лет, но не успел завершить ее, - завершили оперу в 1890 году Н. А. Римский- Корсаков и А. К.Глазунов.

Опера с итал. – «работы, труды»; музыкальный спектакль, герои которого поют Ария с итал. – «воздух» - сольный номер в опере, в котором герой выражает свои мысли, чувства, переживания

- Какие чувства и настроение вызвала у вас ария? - Что хотел, по-вашему, выразить композитор? - Как бы вы назвали прослушанную арию? - Какова главная мысль арии и как она связана с основной идеей «Слова…»?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Какое значение, на ваш взгляд, имеет это художественное произведение в истории Руси XII века? - Какую современную интерпретацию (толкование) дали бы этому шедевру русской и мировой литературы?