Цитата: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» Русская пословица Тема учебного проекта: Правильность речи. Речевое мастерство. Творческое название проекта: «Искусство владения словом» или Давайте говорить правильно Автор: Поклакова Альбина Евгеньевна, учитель русского языка и литературы, МОУ «Стрелецкая основная общеобразовательная школа»
Аннотация Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. А может ли любой из нас с уверенностью сказать, что овладел в совершенстве родным языком? Нет. В наше время отмечается процесс «расшатывания» языковых норм: в речи людей, особенно молодёжи, наблюдается использование сленга, разговорной и просторечной лексики, английских слов и выражений. Внимание к чистоте и правильности родного языка является явно недостаточным, прежде всего со стороны средств массовой информации, кино. Поэтому данный проект очень актуален. Проект имитирует научную деятельность. Предназначен для разных целей: показать учащимся богатство и выразительность русского языка, способствовать воспитанию любви к родному языку, предупреждать речевые ошибки учащихся, быть внимательными к слову. Изучение и анализ учащимися особенностей языка общения в сети Интернет вызывает интерес, способствует изучению этикета общения в интернет-чатах.
Основной вопрос: Почему нужно знать правила хорошей речи? Вопросы учебной темы: Правильно ли мы говорим? Соблюдается ли речевой этикет Интернет– переписки? Знаете ли вы пословицы и поговорки о русском языке? Богат ли русский язык? Учебные предметы: русский язык, информатика, литература Участники: учащиеся 5, 6 и 9 классов Информационные ресурсы: file: //A:\ na- svyazi. Rushowtopic= 53376&st= 15. html
Дидактические цели проекта: Образовательная: - Показать учащимся богатство и выразительность русского языка. - Научить быть внимательными к слову. Воспитательная: - Воспитать ценностное отношение к родному языку. - Формировать речевую культуру учащихся. Развивающая: - Вызвать познавательный интерес к предмету и стимулировать к самостоятельному расширению знаний и добыванию новых. - Развивать интерес и стремление к освоению компьютерной техники и информационных технологий. Методические задачи: - Освоить понятие «правильная речь». - Научить анализировать и кратко излагать свои мысли устно и письменно. - Привить учащимся навык самостоятельной исследовательской работы. - Показать возможности программы Microsoft PowerPoint для оформления результатов самостоятельной исследовательской работы.
В помощь учителю Методические материалы учителя: 1. Презентация УМППрезентация УМП 2. План работы по проекту в школеПлан работы по проекту в школе 3. Лист планирования содержания учебного проектаЛист планирования содержания учебного проекта 4. Описание структуры веб-сайт проектаОписание структуры веб-сайт проекта 5. Веб- сайт проектаВеб- сайт проекта 6. Лист планирования самостоятельной деятельности учащихся.Лист планирования самостоятельной деятельности учащихся. 7. Визитка.Визитка. Дидактические материалы для поддержки учебного процесса: 1. АнкетаАнкета 2. Критерии оценивания презентации.Критерии оценивания презентации. 3. Критерии оценивания публикации.Критерии оценивания публикации. Работа учеников: Презентации учеников «Роль пословиц и поговорок в нашей речи»,«Роль пословиц и поговорок в нашей речи», «Писатели и деятели культуры о русском языке»; итоги анкеты информационный бюллетень Список использованных материалов
-«Роль пословиц и поговорок в нашей речи» -«Писатели и деятели культуры о русском языке» -«Особенности языка общения в сети Интернет» -«Смешные случаи на уроках русского языка» Результаты представления исследований: Презентация и информационный бюллетень. Вопросы для самостоятельных исследований учащихся:
Этапы и сроки проведения проекта: Подготовительный этап: 1 день: Проведение беседы с родителями, обсуждение тем и творческих названий исследования с группами, уточнение направлений исследования (индивидуально или по группам), 2 день: Определение источников информации, Показ примеров оформления результатов исследований Процесс обучения 3, 4 и 5 дни: Самостоятельное проведение исследований учащимися, 6 день: Проверка учителем хода исследования (предварительные отчеты исследователей) Заключительный этап: 7 день: Разработка отчетов исследователей, защита проекта. Награждение. Обсуждение идеи темы нового проекта.
Использованные материалы Речевой этикет// Русский язык в школе С.В. Абрамова. Современный русский язык на кружковых занятиях и в школе// Русский язык в школе С Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. Секреты стилистики. //Правила хорошей речи. М., oi_rechi/ oi_rechi/
Структура учебно-методического пакета: Описание проекта Примеры работ учащихся: презентации «Роль пословиц и поговорок в нашей речи»,«Роль пословиц и поговорок в нашей речи», «Писатели и деятели культуры о русском языке»; публикация Web-сайт проекта «Речевое мастерство. Правильная речь». Web-сайт проекта «Речевое мастерство. Правильная речь». Критерии оценивания: презентации, публикациипрезентациипубликации Дидактические материалы: 1. Анкета. Анкета. 2. Карточки-задания. Карточки-задания. Методические материалы Организационные документы План работы по этому проекту
Контактная информация Поклакова Альбина Евгеньевна Адрес школы: Чувашия, Ядринский район д. Стрелецкая, ул. Северная дом 1 Телефон: