Использование лабораторно- исследовательского метода на уроках истории и обществознания Данилова Е.А. Учитель истории и обществознания МОУ ООШ 9
Цель: 1. Развитие и отслеживание динамики изменения уровня образованности учащихся за счет повышения прочности, глубины и системности знаний и умение применять их на практике (от понимания к переносу); 2. Помочь учащимся адаптироваться к стилю и условиям жизни в современном обществе и деятельности учащихся в новом коллективе (учебном заведении); 3. Развитие у учащихся самостоятельности мышления (способность к логике, анализу, осознанию, обобщению, планированию, синтезу). 4. Развитие самостоятельности и творческой активности учеников в образовательном процессе, а также формировать навыки работы в группе.
Опыт познавательной деятельности: работа с документом, учебником, таблицей, аналитическая деятельность.
Примеры заданий в рабочих листах: Рабочий лист 1. Состав группы:___________________________ Задание 1. Как вы думаете, какие княжества стали претендовать на право возглавить процесс объединения русских земель? И почему? Задание 2. Опираясь на материал учебника сделайте вывод о том, какие события 60-х – пер.пол. 70-х гг.XIVв. укрепили роль Москвы как общерусского центра? С Свои выводы запишите в виде таблицы «Причины возвышения Москвы»…
Рабочий лист 1. Состав группы:_________________________________ Задание 1. А. Как вы понимаете следующие понятия: нация национальное самосознание национализм национальная культура толерантность Б. Найдите в учебнике на стр и запишите определения следующих понятий: нация - национальное самосознание - … национализм - … национальная культура - … толерантность – …
Задание 5. Напишите краткое сочинение(10-12 предложений). Один современный ученый, характеризуя национализм, применял такое образное выражение: «Национализм – это минное поле между нациями». Раскройте смысл образа.
Итог : лабораторно-практическое занятие предполагает самостоятельную (или парную) работу с материалами из которых учащиеся извлекают необходимую информацию, а затем систематизируют ее, оформляя таблицы, схемы и т.п. проведение таких занятий очень важно с точки зрения развития мышления учеников, так как подобные уроки заставляют анализировать, выделять главное, сравнивать, доказывать точку зрения, давать собственные оценки. Если работа ведется в рамках одной темы, в конце урока может быть проведен автоматизированный тестовый контроль усвоения знаний. Если компьютеров в два раза меньше, чем учеников, тестирование проводится в два этапа.