Задание. Выразительно прочитайте стихотворение. Какое время года описано в нём? Какие чувства вызывает у вас этот текст? Озаглавьте его. Прочитайте глаголы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПЕРВОСПРЯЖЕНСКВТОРОСПРЯЖЕНСК Построил дом Строит дом.
Advertisements

Подготовка к контрольной работе по русскому языку Тренировочные упражнения. 4 класс. Учебник В. В. Репкина.
Определение частей речи в рассказе Л.Петрушевской «Пуськи Бятые» Определение частей речи в рассказе Л.Петрушевской «Пуськи Бятые»
Сяпала калуша с калушатами по напушке и увазила бутявку, и волит: - Калушата! Калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали, бутявку стрямкали. И подудонились.
А НАЛИЗ ТЕКСТА. Л.П ЕТРУШЕВСКАЯ П УСЬКИ Б ЯТЫЕ Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: - Калушата, калушаточка! Бутявка! Калушата присяпали.
Урок русского языка в 6 классе. Подготовлен учителем русского языка и литературы Кутявиной И.Г.
Людмила Петрушевская Пуськи бятые. Сяпала Калуша с Калушатами по напушке.
Урок русского языка в 7 классе: Лингвистическая сказка Л. Петрушевской ДЕНИСЕНКО А.Д., УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ГУ «НОВОЧЕРКАССКАЯ СШ»
Пуськи бятые или птенцы жадные ? Автор: Струняшев Дмитрий ученик 3А класса МОУ СОШ 3.
Найдите основание для классификации Дом, Родина, хлеб, дорога, жизнь, дочь, мужество, школа, радость.
Сочинение на лингвистическую тему Задание С2 экзаменационной работы в формате ГИА. Блок 1. Связь лексики и грамматики языка. Автор: Хохлова М.С., учитель.
Дети, мама, папа, здоровье, любовь, фата, жизнь, дружба, душа, женское, скидка, кайф, солнце, улыбка Деньги, касса, кнопка, счёты, цифры Курорт, море,
Имя существительное как часть речи. 5 класс. 1)четвертый лишний: шалаш, ночь, из-за туч, пейзаж водоросли, росточек, возраст, вырос 2) поставить ударения.
Эти многоликие слова… Эти многоликие слова… Обобщающий урок по теме «Лексика»
РУССКИЙ ЯЗЫК 4 класс ПОРТРЕТ ГЛАГОЛА Бунаева Галина Андреевна МОУ СОШ 2 пос. Усть - Ордынский Иркутской области.
Литературное чтение 3 класс МОУ Юго-Камская СОШ Учитель начальных классов Бурдина Надежда Юрьевна.
Морфемы и их роль Презентация к уроку повторения в 7 классе Григорьевой Наталии Владимировны.
Морфологический разбор глагола. Урок русского языка в 5 классе Учитель: Ташкинова Любовь Юльевна.
Его величество Глагол Урок русского языка в 3 классе См. конспект.
Урок русского языка Тема. Морфологический разбор глагола. Урок русского языка Тема. Морфологический разбор глагола. Подготовила: учитель МОУ - СОШ 49 г.
Транксрипт:

Задание. Выразительно прочитайте стихотворение. Какое время года описано в нём? Какие чувства вызывает у вас этот текст? Озаглавьте его. Прочитайте глаголы. Определите, какова роль слов этой части речи в данном описании. Сделайте вывод. Гаснет вечер, даль синеет. Солнышко садится, Степь да степь кругом – и всюду Нива колосится! Пахнет мёдом, зацветает Белая гречиха… Звон к вечерне из деревни Долетает тихо… А вдали кукушка в роще Медленно кукует… Счастлив тот, кто на работе В поле заночует! (и.Бунин)

Глагол - необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием. Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь», и в этом значении встречается в поэзии А.С.Пушкина, А.Плещеева, А. Толстого, Н.Огарёва. Известны пушкинские строки из стихотворения «Пророк»: Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. Необыкновенна эта часть речи и тем, что обозначает действие, о чём восхищённо сказал писатель А.Югов: «Глагол- самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола- выражать само действие!»

Глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека, и разнообразных аспектов его деятельности (трудовой, социальной, экономической, научной, общественной, политической, культурной и т. д.) По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). В общий частотный список из 9 тысяч слов входит 2500 глаголов. Самыми частотными являются: быть, мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, видать, думать, работать, любить и т.д.. Нужно отметить ещё одну особенность, резко отличающую глагол от имени существительного: он обладает вдвое большим количеством грамматических признаков.

Морфологический разбор глагола I. Часть речи. Общее грамматическое значение. II. Морфологические признаки: Начальная форма (неопределённая форма = инфинитив). Постоянные признаки: а) вид; б) переходность; в) возвратность (возвратный или невозвратный); г) спряжение. 3. Непостоянные признаки: наклонение III.Синтаксическая роль в предложении. Изъявительноеусловноеповелительное Время Настоящее (число, лицо) Будущее ( число, лицо) Прошедшее (число, род (в ед.ч.) Число Род (в ед.ч.) Число

Задание. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выразительно прочитайте текст, определите тему, главную мысль. Озаглавьте текст. Разберите по составу глаголы, определите их морфологические признаки (смотри схему). В форме какого времени употреблены глаголы? С какой целью, по-вашему, используется форма будущего времени? Я очень люблю эти пр_стые цветы --- в_сёлые к_л_кольчики. Выйд_шь из леса на з_росший высок_й травой луг и от рад_сти ахн_шь: столько кр_суется всев_зможных цветов, п_хожих на праздничный х_ровод. По вс_му зелёному лугу б_леют р_машки ж_елтеют одуванч_ки цветёт мыш_ный г_рошек. А выше всех, всех в_селее --- л_ловые к_л_кольчики. От лё_кого дыхания тёпл_го летн_го в_терка колыш_тся клан_ются зв_нят к_л_кольчики, радос_но приве_ствуя гостя. Всё лето цветут зв_нят к_л_кольчики, зн_комые и милые цветы лугов и нашего леса. (И. Соколов – Микитов)

Учимся писать. Рассмотрите картинки и напишите рассказ на тему «Собиратель автографов». Подчеркните глаголы и определите их роль в тексте.

Омофоны - это слова, одинаково звучащие, но имеющие разное написание. ( роман – жанр произведения, Роман – имя собственное)

Рассмотрите рисунки и определите, значение каких глаголов- омофонов в них обыгрывается.

Запишите омофоны и составьте с ними предложения по рисункам. Какие морфологические признаки являются общими для этих глаголов-омофонов? При-мир-я-ть друзей – при-мер-я-ть костюм

Замените каждый фразеологизм глаголом- синонимом. Запишите эти глаголы и разберите их по составу. Водить за нос. Рассеиваться как дым. Надуть губы. Прикусить язык. Унести ноги. Зарубить на носу. Чесать язык. Клевать носом. Задавать стрекоча.

Проверка! Водить за нос Рассеиваться как дым Надуть губы Прикусить язык Унести ноги Зарубить на носу Чесать язык Клевать носом Задавать стрекоча --- запутывать, обманывать. -- исчезать. -- обидеться. -- замолчать. -- убежать. -- запомнить. -- болтать. -- дремать. -- убегать.

1.Спишите текст, употребляя каждый глагол в указанной форме. Выделите те морфемы, с помощью которых образуются данные формы. 2. Подчеркните глаголы совершенного вида. 3. Выразительно прочитайте записанное стихотворение А.Майкова. Докажите, что в нём использован приём олицетворения.(За образом цветка угадывается внутренний мир человека) Лилия. От солнца лилия пугливо Головкой (прятаться: изъяв. н., наст. вр.) Своей, Всё ночи (ждать: изъяв. н., наст. вр.), всё (ждать: изъяв. н., наст. вр.) тоскливо, (Взойти: услов. н.) месяц поскорей. Ах, этот месяц тихим светом Её (пробудить: изъяв. н., буд. вр.) ото сна, И всем дыханьем, полным цветом, К нему (запроситься: изъяв. н., буд. вр.) она… (Глядеть:изъяв. н., наст. вр.), (гореть: изъяв. н., наст. вр.), (томиться: изъяв. н., наст. вр.), (блестеть: изъяв. н., наст. вр.) И, все раскрывши лепестки, (благоухать: изъяв. н., наст. вр.) и (трепетатать: изъяв. н., наст.вр.) От упоенья и тоски.

Проверка! Лилия. От солнца лилия пугливо Головкой прячется своей, Всё ночи ждёт, Всё ждёт тоскливо, Взойдёт ли месяц поскорей. Ах, этот месяц тихим светом Её пробудит ото сна, И всем дыханьем, полным цветом, К нему запросится она… глядит, горит, томится, блестит И, все раскрывши лепестки, благоухает и трепещет От упоенья и тоски.

Проведём эксперимент. 1.Прочитайте текст. В чём его необычность? Как вам кажется, о чём этот текст? Пуськи бятые. Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: --- Калушата, калушатоки! Бутявка! Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: --- Оее? оее! Бутявка-то некузявая! Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит: --- Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А бутявка волит за напушкой: -- Калушата подудонилась! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые! (Л. Петрушевская)

Задание к тексту. 2. Выпишите из текста слова, которые по языковым признакам соотносимы с глаголами, определите их морфологические признаки. 3.Спишите выделенные предложения и разберите их по членам. Установите, с какими частями речи соотносимы «искусственные» слова. 4.Ещё раз прочитайте текст и нарисуйте к нему иллюстрации.

Д/з. 1. Используя схему, составьте предложения, содержащие вопрос или просьбу к незнакомому человеку. Не забудьте употребить этикетные слова. С каких слов должен начать фразу ваш собеседник? 2.Определите, какие морфологические признаки являются одинаковыми для всех глаголов в схеме (вид, переходность – непереходность, возвратность – невозвратность, спряжение, грамматическая форма) спросить узнать…. получить справку… Извините, можно мне -- задать вопрос… выяснить… уточнить… поинтересоваться… попросить…