Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Образование через всю жизнь…»
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир» А.Дистервег
Самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования – интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала»
Учитель 21 века - это Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
Учитель 21 века - это Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; умеющий организовать рефлексивную деятельность (Рефлексия (от позднелат. reflexio обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека)
Учитель 21 века - это Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности
Критерии самообразования: Эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности школьников); Творческий рост учителя; Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс
Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию: ежедневная работа с информацией желание творчества стремительный рост современной науки изменения, происходящие в жизни общества конкуренция общественное мнение материальное стимулирование интерес
Направления самообразования педагога: Профессиональное (предмет преподавания) Психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей) Психологическое (имидж, общение, лидерские качества и др.) Методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
Правовое Эстетическое (гуманитарное) Историческое Иностранные языки Политическая Информационно-компьютерные технологии Охрана здоровья Интересы и хобби …
Формы самообразования учителя: Индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня; Групповая, направленная на активное участие педагогв в методической работе (методические объединения, творческие группы, семинары, практикумы и др.)
Составляющие процесса самообразования учителя: Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы; Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом; Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;
Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики; Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни; Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования: Самообразовательная работа над рефератом по теме; Чтение методической, педагогической и предметной литературы; Посещение семинаров, конференций, уроков коллег; Дискуссии, совещания, обмен опыта с коллегами; Систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег; Изучение информационно-компьютерных технологий; Обзор в Интернете информации по теме; Помещение своих разработок на сайтах в Интернете; Общение с коллегами в ОУ, городе, и в Интернете Ведение здорового образа жизни. Болезни – большое препятствие для профессионального роста
Результат самообразования: Повышение качества преподавания Разработанные методические пособия Разработка новых форм, методов и приемов обучения Доклады, выступления Разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
Выработка методических рекомендаций по применению новой технологии Разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям Создание комплектов педагогических разработок Проведение семинаров, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме
Самообразование педагога будет продуктивным если: В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию; Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта; Педагог обладает развитой способность к рефлексии;
Программа профессионального роста учителя включает в себя возможность исследовательской поисковой деятельности; Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству; Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития
Личный план самообразования учителя: Название темы Цели Задачи Предполагаемый результат Этапы работы Сроки выполнения каждого этапа Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой Способ демонстрации результата проделанной работы Форма отчета по проделанной работе