Подготовила Ученица 9 «А» класса Балаян Маргарита
До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства. Некоторые формы деревянного зодчества в последствии повлияли на каменную архитектуру. Так из деревянного строительства был заимствован тип шатрового храма.
После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. На Руси получил распространение крестово-купольный тип храма. Внутренне пространство здания расчленялось четырьмя массивными столбами, соединенными попарно арками, возводился «барабан», завершавшийся полусферическим куполом. Крестово-купольный тип храма
Строение храмов Приезжавшие из Византии зодчие ввели приемы кирпичной кладки из широкого плоского кирпича-плинфы на цемяночном растворе. С их участием было построено несколько храмов в Киеве. Наряду с применением византийской техники кладки и системы внутренних опор-столбов для завершения этих храмов по типу деревянных русских использовались многочисленные купола, нарастающие к центру.
Золотые ворота (1164 г.) - редчайший памятник русского военного зодчества времени возвышения Владимирского княжества при Андрее Боголюбском и роста стольного города Владимира. Золотые ворота во Владимире
Собор Св. Софии в Киеве Построен к 1037 г. Этот собор считают вторым каменным сооружением Киевской Руси после Десятинной церкви. Важно и то, что 13-главое завершение собора Софии было сделано по образцу ранних новгородских деревянных церквей.
Успенский собор на Городке в Звенигороде Построен он «бутовым» способом: между внешней и внутренней кладкой стен находится пространство, заполненное битым кирпичом и залитое раствором, что заметно усиливает устойчивость здания. Внутри храм четырехстолпный и, как и снаружи, смотрится очень высоким, благодаря сводам и световому подкупольному барабану. Храм имеет еще одну особенность, незаметную невооруженному глазу. И основной объем, и наиболее крупные элементы здания (оконные проемы, барабан) слегка сужаются к верху. Такой прием позволяет храму смотреться вблизи выше, чем он есть на самом деле.