1 Интерактивные формы и методы обучения
2 Педагогическая технология Методисты-ученые определяют педагогическую технологию как "строго научное проектирование и точное воспроизведение в классной комнате гарантирующих успех педагогических процессов, систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса".
3 Педагогические технологии Традиционное обучение Педагогика сотрудничества Развивающее обучение Игровое обучение Проблемное обучение Эвристическое обучение Программированное обучение Контекстное обучение Активное обучение Дидактическая эвристика Частнопредметные технологии обучения Авторские педагогические технологии Компьютерные технологии обучения Разноуровневое обучение Метод проектов Учение через обучение Конструктивное обучение (конструктивистское обучение)
4 Интерактивные технологии Педагогика сотрудничества Развивающее обучение Игровое обучение Проблемное обучение Эвристическое обучение Программированное обучение (Модульное обучение, интегральная технология) Программированное обучение Контекстное обучение (КМЧП) Контекстное обучение Частнопредметные технологии обучения Авторские педагогические технологии Компьютерные технологии обучения (ИКТ- технологии) Компьютерные технологии обучения Исследовательские технологии Метод проектов Учение через обучение Конструктивное обучение (конструктивистское обучение)
5 Интерактивный метод Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). интерактивные упражнения и задания
6 Основа интерактивного урока Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, воспроизводят изложенное учителем, сколько изучают новый с помощью учителя..
7 Интерактивные подходы 1. Творческие задания; 2. Работа в малых группах; 3. Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры); 4. Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии); 5. Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки); 6. Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, Сократический диалог); 7. Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)», ПОПС-формула, проективные техники, «Один - вдвоем - все вместе», «Смени позицию», «Карусель», «Дискуссия в стиле телевизионного ток- шоу», дебаты, симпозиум); 9. Разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов», «Переговоры и медиация») и так далее.Обучающие игры«Дерево решений»«Мозговой штурм»
8 Эвристическое обучение обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Технология программы «Гармония»
9 Проблемное обучение это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций. Проблемный вопрос.
10 Схема проблемного обучения постановку преподавателем учебно- проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.
11 Проектная деятельность Метод проектов это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Основная цель М. П. состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Методсовокупностьпроблемыпродуктацель Рабочие проекты учащихся (групповые, индивидуальные)
12 Исследовательские технологии Исследовательская деятельность – организация деятельности учащихся путем самостоятельного «добывания» знаний из разных источников, отбора изученного материала и создания самостоятельного исследовательского продукта, имеющего теоретическое и практическое значение.
13 Модульное обучение. Структура программы Целеполагание ученикаЦелеполагание учителя 1.Уметь найти… 2.Уметь объяснить… 3.Знать, что такое… 4.Уметь самостоятельно оперировать предлагаемым для изучения материалом: формулировать, обобщать, находить практическое применение, доказывать … 1.Пробудить познавательный интерес к… 2.Развивать эмоциональную сферу ученика при изучении темы… 3.Формировать умения работать с... 4.Развивать навыки работы с учебником при изучении темы… 5.Отрабатывать навыки… 6.Учить обобщать и делать выводы.
14 Интегральная технология Форма урока – семинар-практикум. Вводное повторение. Только учитель знает, какая ранее изученная информация потребуется для введения нового материала, следовательно, он должен в этом элементе учебного процесса играть ведущую роль. С другой стороны, актуализация функциональных систем должна произойти в головах учеников, поэтому именно они должны активно действовать, мыслить. Значит, требующаяся в этом элементе блока форма урока имеет интерактивный информационный режим. Форма, удовлетворяющая этим условиям, беседа. Учитель задаёт ученикам целесообразно подобранные вопросы. Ученики, отвечая на эти вопросы, восстанавливают в оперативной памяти всё необходимое. Изучение нового материала (основной объём). Для этого элемента предпочтительна форма лекции, позволяющая компактно передать ученикам укрупнённую дидактическую единицу. Однако заметим, что материал не всегда таковую содержит, ибо смысл укрупнённой единицы не количественный, а качественный: наличие комплекса взаимно обратных мыслительных операций, единство содержания по способу деятельности или фабуле. Поэтому нет никаких оснований вытеснять проверенные формы беседу, рассказ. Тренинг-минимум. Так как цель этого элемента доведение до автоматизма умения решать шаблонные задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения, то сначала должны быть заданы эти шаблоны. Это обычно делается посредством бесед. Постепенно они должны перейти в самостоятельную работу учеников. Промежуточным шагом является использование практикума, когда весь класс делится на группы и закрепление проходит через общение учеников между собой. В этом случае состав групп не учитывает никаких уровневых достижений учеников, поскольку достижения в предыдущей теме стали историей, а новых пока нет, вследствие чего на рассматриваемом отрезке блока уроков все ученики считаются некомпетентными в изучаемой теме. Изучение нового материала (дополнительный объём). Особенность этого материала состоит в том, что одни ученики должны разобраться во всём и овладеть на уровне применения, другим полезно разобраться и понять идеи, третьим достаточно познакомиться. Адекватной формой для такого изучения нового материала является семинар. Развивающее дифференцированное закрепление. В этом элементе блока уроков мы намерены реализовать схему развития для каждого ученика. Процесс будет осуществляться через активное использование групповой работы. Напомним, что мы должны обеспечить каждому ученику возможность достичь соответствующего уровня планируемых результатов обучения.
15 КМЧП Проект "Чтение и письмо для критического мышления" предлагает единый связный набор обучающих методов, благодаря которым учащиеся могут активнее работать на уроках и приобретать знания. Избранные для проекта методы основываются на нескольких уважаемых в научном мире образовательных традициях: на конструктивистской традиции, связанной с именами Жана Пиаже, Льва Выготского и др.; на традиции метакогнитивного учения, связанной с именами Энн Л.Браун, Изабель Бек и др.; на новых подходах к письму; на нескольких течениях теории и практики в области критического мышления; на усилиях, предпринимаемых в гражданском и правовом образовании.
16 Формы работы с учащимися Творческие задания. Под творческими заданиями мы будем понимать такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся. творчестваметода мотивирует
17 Формы работы с учащимися Работа в малых группах - это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе - неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др.стратегий методов
18 Формы работы с учащимися лекции с проблемным изложением, эвристическая беседа, дискуссия, дебаты, конференция, деловая игра, семинар, УРОКИ - КОНКУРСЫ, УРОКИ - СОРЕВНОВАНИЯ, УРОКИ – ТУРНИРЫ, уроки – КВН, уроки-АУКЦИОНЫ, УРОКИ – ОБЩЕСТВЕННЫЕ СМОТРЫ ЗНАНИЙ и т.д.
19 Лист экспертной оценки Критерии оценки урока: БалыОценка Имеет место актуализирование знаний, полученных на предыдущих этапах обучения до 3 баллов Учащимся представлены цели и задачи урокадо 2 баллов Создана проблемная ситуация (иные методы мотивации учебного процесса) до 4 баллов Методически грамотно и эффективно использованы ИКТ технологиидо 4 баллов Преобладают пассивные/активные/интерактивные формы работы с учащимися до 3 баллов Присутствует/отсутствует систематический выход на рефлексию (осуществляется обратная связь) до 3 баллов Используются здоровьесберегающие технологии обучениядо 2 баллов 3.1.8Речь учителя: грамотность, доступность, точность, логичность, содержательность, эмоциональность, выразительность до 4 баллов
20 Единый методический день Открытые уроки, Уроки в рамках аттестации.
21 Решение: Одобрить опыт использования интерактивных технологий, форм и методов работы с учащимися. Считать применение инновационных интерактивных технологий наиболее действенными с точки зрения организации качественного образовательного процесса. На заседаниях МО учителей знакомиться с теоретическими разработками, предлагаемыми современной педагогикой, искать пути, методы их применения в практической деятельности. Использовать в практической деятельности данные психологического диагностирования учащихся. Продолжить работу по дифференциации, индивидуализации образовательного процесса, разрабатывать для учащихся индивидуальные учебные программы и планы, что позволяет развивать индивидуальные способности учащихся.