Семинар по интерактивным формам проведения занятий Разъяснения по выполнению ТЗ «Разработка комплекта материалов по использованию интерактивных форм проведения занятий в дисциплинах ФГОС»
Этап 1 Составление перечня всех интерактивных форм проведения занятий в дисциплине
Что необходимо, чтобы успешно справиться с Этапом 1? Хорошо понимать, в чем сущность интерактивного занятия. На данном этапе подразумевается, что преподаватель изучил методическое пособие и видит разницу между традиционным и интерактивным занятием.
Понятие интерактива Интерактивные формы проведения занятий предполагают наличие обмена информацией и обратной связи в различных типах учебных взаимодействий учащегося с преподавателем и учебным окружением, в том числе с использованием дополнительных ресурсов и инструментов взаимодействия: - между преподавателем(ями) и студентом(ами) в процессе обучения; - студента и других студентов в составе группы или без нее; - видео и компьютерное взаимодействие студента(ов) с преподавателем(ями) и другими ресурсами; - студентов с обучающими тренажерами, моделирующими и инфраструктурными ресурсами.
Примеры для определения интерактивности 1. Видеокурс лекций Нет обратной связи Не интерактивная форма Но если после просмотра видеокурса организовать совместное обсуждение представленного преподавателем материала со студентами Отрезок учебной работы в интерактивной форме
Примеры для определения интерактивности 2. Лекция с использованием слайдов Информация преподносится в визуальной форме Более современная, но не интерактивная форма Но если в процессе или после лекции организовать совместное обсуждение информации преподавателя со студентами Интерактивная форма
Примеры для определения интерактивности 3. Семинар, закрепляющий знания по теме, решение задач Преподаватель приводит пример Студент под руководством пре- решения задачи, студенты решают – подавателя решает задачу, затем каждый самостоятельно студенты решают задачи самостоятельно и обсуждают решение в малых группах под контролем преподавателя Не интерактивная форма Интерактивная форма
Вывод Традиционную форму учебных занятий, при добавлении элементов коммуникации и обратной связи, можно превратить в интерактивную форму
На выходе Этапа 1 Заполненная таблица по форме 1 Результаты: -Список всех интерактивных форм, которые используются при проведении занятий и внеаудиторной работы в дисциплине. Потребуется для дальнейших разработок на этапе 2. -Доля интерактивных занятий в дисциплине от общего объема аудиторных занятий. Потребуется для расчета доли интерактивных занятий от общего объема аудиторных занятий в целом по ООП. Название интерактивной формы Вид занятия (внеаудиторной работы), в котором используется интерактивная форма Тематика (название) интерактивно го занятия Длительность в часах интерактивной части занятия Доля интерактивных занятий в процентах от общего объема аудиторных занятий в дисциплине Проблемная лекция Лекция (8 шт.)1. Влияние … на человека 0,33 (0,33х8)5,5 Работа в малых группах Лабораторная работа(8 шт.) 1. Исслед. параметров … 2 (2х8)33,3 Σ 18,64~ 40 Доля интерактивных занятий соответствует требованиям ФГОС-3.
План подготовки интерактивного отрезка учебной работы студентов Сформулировать тему интерактивного занятия Сформулировать цели и задачи интерактивного занятия с точки зрения формируемых компетенций Разработать сценарий интерактивного отрезка учебной деятельности - этапы работы - алгоритм работы студентов на каждом этапе - алгоритм работы преподавателя на каждом этапе - обратная связь с оценкой промежуточного результата, корректирующие указания преподавателя (не менее двух) - время на каждый этап Сформулировать результат учебной деятельности
Разработать необходимые дополнительные материалы: -демонстрационные и раздаточные материалы (текстовый, графический, звуковой, видео и т.п.) - материалы для СРС (если требуются) - методические рекомендации по реализации сценария (оценочные средства и критерии оценивания и т.п.) Включить разработанные материалы в соответствующие структурные компоненты УМК Разработанный комплект материалов по реализации интерактивного отрезка учебной работы студента Определить набор ресурсов для выполнения работ (информационное и материально-техническое обеспечение)
Этап 2 Разработка сценария интерактивного отрезка учебной работы
Обратная связь с оценкой промежуточного результата, корректирующие указания преподавателя Этап 1 Этап… Этап N-1 Этап… Этап N Результат учебной деятельности Этап Алгоритм работы студентаАлгоритм работы преподавателя Обратная связь с оценкой промежуточного результата, корректирующие указания преподавателя
Какие этапы обязательно должны быть включены в интерактивный отрезок учебной работы? 1.Подготовка к интерактивному занятию 2.Вступление 3.Основная часть 4.Заключительная часть: выводы, оценивание
Название этапаДействия преподавателя Действия студентов Продолжитель ность этапа Подготовка к интерактивному занятию Вступление Основная часть Обратная связь с оценкой промежуточного результата, корректирующие указания преподавателя Заключительная часть (выводы, оценивание) Табличный вариант описания сценария
Этап 3 1.Реализация сценария в дисциплине. 2.Разработка дополнительных (сопроводительных) материалов.
Ресурсы для выполнения работ С помощью чего? 1.Информационные – литература, ссылки на Интернет-ресурсы… 2.Материально-технические – специальное оборудование, программные средства…
Раздаточные материалы: темы для обсуждения, варианты заданий с примерами решения и т.п. Демонстрационные материалы: текстовые, графические, звуковые, видео и т.п. Материалы для самостоятельной работы Оценочные средства Критерии оценивания Дополнительные материалы для реализации конкретной интерактивной формы:
Формирование отчета по ТЗ Все поэтапно разработанные материалы по всем интерактивным формам, используемым в дисциплине, помещаются в отдельный файл (с накоплением) и размещаются в разделе «Рабочие группы» РПК.
Этап 4 Внесение результатов разработок в соответствующие структурные компоненты УМК и публикация разработанных материалов в РПК
Открытая группа