Ролевые игры на уроках литературы в 5,7,9 классах
Гипотеза исследования Ролевая игра как фактор развития литературных способностей учащихся может быть результативна при соблюдении следующих организационно-педагогических условий: Ролевая игра как фактор развития литературных способностей учащихся может быть результативна при соблюдении следующих организационно-педагогических условий: учет возрастных особенностей и особенности мотивации учащихся; учет возрастных особенностей и особенности мотивации учащихся; реализация РИ в строгом соответствии с ее научно-обоснованными параметрами. реализация РИ в строгом соответствии с ее научно-обоснованными параметрами.
Задачи исследования Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме исследования. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме исследования. Разработать методики исследования РИ в 5,7,9 классов. Разработать методики исследования РИ в 5,7,9 классов. Выявить особенности познавательного интереса учащихся к ролевой игре в каждом классе, к ее различным видам. Выявить особенности познавательного интереса учащихся к ролевой игре в каждом классе, к ее различным видам. Разработать различные виды ролевых игр и конкретизировать их применительно к литературным произведениям в 5,7,9 классах. Разработать различные виды ролевых игр и конкретизировать их применительно к литературным произведениям в 5,7,9 классах. Разработать технологию организации и проведения РИ. Разработать технологию организации и проведения РИ. Провести РИ в 5,7,9 классах в соответствии с познавательными запросами учащихся каждого класса. Провести РИ в 5,7,9 классах в соответствии с познавательными запросами учащихся каждого класса. Определить развивающие возможности РИ. Определить развивающие возможности РИ.
Классификация ролевых игр ПриемыВиды ролевых игр Выразительное чтение кастинг, репетиция эпизода фильма. Пересказ с изменением лица рассказчика пересказ с изменением лица рассказчика и исполнение ремарок Словесное рисование заказ художнику, художественный редактор и иллюстратор. Составление киносценария сценарист и режиссер, репетиция эпизода фильма, музыкальный редактор, художник по костюмам Инсценирование и драматизация кастинг, репетиция эпизода фильма, сцена без слов
Результаты констатирующего эксперимента 5 класс
Результаты констатирующего эксперимента 7 класс
Результаты констатирующего эксперимента 9 класс
Формирующий эксперимент 1 этап: определение уровня читательского восприятия школьников в 5,7,9 классах до игры(методика определения уровней читательского. восприятия). 1 этап: определение уровня читательского восприятия школьников в 5,7,9 классах до игры(методика определения уровней читательского. восприятия). 2 этап: разработка и проведение наиболее востребованных видов игр в 5,7,9 классах. 2 этап: разработка и проведение наиболее востребованных видов игр в 5,7,9 классах. 3 этап: определения уровня читательского восприятия школьников в 5,7,9 классах после игры(методика определения уровней читательского восприятия). 3 этап: определения уровня читательского восприятия школьников в 5,7,9 классах после игры(методика определения уровней читательского восприятия). 4 этап: анализ проведенных игр и полученных срезов читательского восприятия в каждом классе. 4 этап: анализ проведенных игр и полученных срезов читательского восприятия в каждом классе.
Таблица положительных ответов по читательскому восприятию литературного произведения в 5 классе (%) Сферы восприятия ЭмоцииВоображениеОсмысление формы Осмысление содержания Результат До игры35,519,945,950 После игры70,854,162,587,5
Таблица положительных ответов по читательскому восприятию литературного произведения в 7 классе (%) Сферы восприятия ЭмоцииВоображениеОсмысление формы Осмысление содержания Результат До игры45,551,92629,7 После игры77,770,87470,3
Таблица положительных ответов по читательскому восприятию литературного произведения в 9 классе (%) Сферы восприятия ЭмоцииВоображениеОсмысление формы Осмысление содержания Результат До игры6228,647,762 После игры80,966,676,1,85,7
Критерии эффективности РИ возникновение познавательного интереса к процессу игры у ее участников; возникновение познавательного интереса к процессу игры у ее участников; проведение игры с учетом возрастных возможностей учащихся (учет выбора вида РИ для 5,7,9 класса, учет степени возрастания самостоятельности в разработке и проведении игры от класса к классу, учет расширения репертуара игр к 9 классу); проведение игры с учетом возрастных возможностей учащихся (учет выбора вида РИ для 5,7,9 класса, учет степени возрастания самостоятельности в разработке и проведении игры от класса к классу, учет расширения репертуара игр к 9 классу); проведение игры на локальном уровне урока в системе других методов и приемов литературного развития; проведение игры на локальном уровне урока в системе других методов и приемов литературного развития; соблюдение технологии разработки и проведения РИ; соблюдение технологии разработки и проведения РИ; применение в работе учителя литературы системы ролевых игр, основанных на художественных текстах. применение в работе учителя литературы системы ролевых игр, основанных на художественных текстах.