- определяет многомерность среды и разнообразных взглядов; - обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам; - служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению к различного рода меньшинствам и легализует их положение с помощью закона. - позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией, либо заменить ее на позитивную; - предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций; - ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы. - служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки); - формирует и развивает этническое самосознание; - обеспечивает этническую и социальную самоидентификацию; - поддерживает и развивает самооценку личности, группы; - снижает порог чувствительности к неблагоприятным факторам.
- обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом; - является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме; - обеспечивает успешную социализацию; - развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других. - развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию; - позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения. - обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества. - обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности; - создает условия для безопасного проявления творческой активности; - создает условия для творческого самоутверждения. - позволяет получить счастье от общения с иными представителями и осознание своей индивидуальности, от признания группой и миром в целом.
Личностно-ориентированный: признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение; признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими; опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, "Я- концепцию" партнера; индивидуальный подход Деятельностный: опора на активность, сознательность и самостоятельность; ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка; обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов; построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей Подходы к воспитанию толерантности:
Принципы воспитания толерантности Общепедагогические: Принцип целенаправленности Учет индивидуальных и половозрастных особенностей Принцип культуросообразности Принципы связи воспитания толерантности с жизнью Принцип уважительного отношения к личности Принцип опоры на положительное в ребенке Частные: Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности Принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребенка Принцип единства знания и поведения Принцип создания толерантной среды в образовательном учреждении Принцип диалогичности и сотрудничества Принцип воспитывающей рефлексии
Методологические основы работы по воспитанию толерантности у подростков Возраст участников лет (подростковый период). Данный возрастной этап характеризуется интериоризацей (познанием себя) и социализацией (активным вхождением в общество). Ведущей деятельностью подросткового возраста является общение со сверстниками, в котором на первый план выходит такая характеристика как «коммуникативная привлекательность». Данная характеристика отражается в понятии « коммуникативная компетентность» (высоко развитые умения и навыки общения). Подростки увлекаемы и часто меняют интересы, пытаются осмыслить многие объекты, готовы к размышлению на разные темы (хотя часто им не хватает социального опыта). Это должно найти отражение в многообразии тем, изучаемых проблем и в разнообразии форм воспитательной работы. Подросток, особенно старший, сознательно стремится к общению с людьми, имеющими большой социальный опыт, поэтому к проведению многих форм воспитательной работы должны привлекаться психологи, социологи, ученые, искусствоведы и просто интересные люди. Подросток стремится отгородить себя от семьи, не всегда доволен сложившейся в семье системой взаимоотношений. Для преодоления этой проблемы необходимо участие всей семьи в организации воспитательной работы.
ФормыМетоды Классные часы; Беседы; Дискуссии; Игровые тренинги; Коммуникативные тренинги; Праздники; КТД; Игровые и конкурсные программы; Викторины, выставки, познавательные игры. Беседа (в том числе эвристическая); Дискуссия; Пример; Поощрение; Создание социальных проб; Убеждение (самоубеждение); Внушение (самовнушение); Игровые методы; Требование; Метод саморегулирования; Метод воспитывающих ситуаций; Метод соревнования; Метод анализа деятельности и общения ребенка; Поручения..
Наиболее благоприятной для формирования толерантности является коллективная творческая деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников. Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где учатся дети из семей самых различных национальностей, и не допускать ситуаций, когда проявляется неравенство детей в их правах и обязанностях. Различие национально-этнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, быта, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими. В этих условиях при организации внеклассной и внешкольной работы крайне необходимо сближать интересы учащихся различных национальностей.
Фотографии со школьного проекта «Народы Самарского края»
Выводы: Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у подростков навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Процесс формирования толерантности, как и любого нравственного качества, зависит не только от профессиональных усилий педагога, но и от той среды, в которой происходит воспитание качества и в которой «обитает» ребенок. Следовательно, результативность данного процесса зависит не только от воспитательной работы педагога, но и от наличия атмосферы толерантности в образовательной и социальной среде. Говоря о концепциях модернизации российского образования, следует сказать, что толерантность укореняется в школе, формирует отношения к ней, как к важнейшей ценности общества, т.к. развивает у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.