Development Technologies Разработка модели компетенций Светлана Гатина 14 июля 2006
Development Technologies Содержание Кратко о компании Разработка корпоративной модели компетенций Практические приложения модели компетенции
Development Technologies О компании DETECH Компания DETECH была создана в 2004 году для того, чтобы представлять услуги и продукты компании Assessment & Development Consultants Ltd (A&DC ltd) в России, странах СНГ и Балтии. Компания A&DC основана в 1988 году Найджелом Пова, автором книги «Центры Оценки и Центры Развития». Сегодня A&DC® является одним из лидеров мирового рынка в области оценки и развития персонала. Мы успешно сочетаем научные знания и практический опыт в области бизнес-психологии и управления изменениями и создаем комплексные решения в области управления персоналом.
Development Technologies Разработка модели компетенций Люди подбираются за их знания и опыт, и увольняются за их поведение Д-р. Кас Оливье Компетенции – это атрибуты личности, которые важны для эффективного выполнения работы на соответствующей позиции, и которые могут быть измерены через наблюдаемое поведение КОМПЕТЕНЦИЯ навыкимотивациязнанияличность Что такое компетенции?
Development Technologies КОМПЕТЕНТНОСТЬ или КОМПЕТЕНЦИЯ Задача, функция или роль, специфичная для работы ЧТО должно быть достигнуто Поведенческие характеристики, которые определяют качество исполнения ряда задач КАК человек должен вести для того, чтобы достичь своих целей
Development Technologies ОРГАНИЗОВАННОСТЬ Организует и планирует мероприятия, работу и ресурсы. Составляет и контролирует расписания и планы Позитивные индикаторыНегативные индикаторы Уделяет внимание планированию ресурсов Составляет реалистические планы, отмечая этапы Проверяет исполнение Неверно принимает решения по ресурсам и расписаниям Неверно расставляет приоритеты Недостаточно контролирует исполнение планов Пример описания компетенции
Development Technologies Анализ работы Систематизированный процесс сбора и анализа информации о работе Позволяет определить необходимые для эффективной работы знания, навыки и способности Позволяет построить модель компетенций и создать для нее набор вопросов для интервью
Development Technologies Методы анализа работы Наблюдение Анализ документов Интервью «один на один» –Критические инциденты –Прямые атрибуты –Репертуарные решетки –Прогностическое интервью Групповые обсуждения Опросники
Development Technologies Риски несистематизированного подхода Не учитывается стратегия развития компании Закрепляется текущее состояние организации – нет возможности для развития Содержание компетенций пересекается Описание компетенций не в терминах поведения Невозможно точно оценить - нельзя выявить причину неэффективности Невозможно наблюдать – невозможно объективно оценить – невозможно обучить менеджеров правильно оценивать Неправильное профилирование Невозможно формировать эффективную команду менеджеров, затруднена ротация
Development Technologies Пример разработки модели компетенций Руководитель департамента Руководитель департамента Руководитель департамента Директор Ген. директор Начальник отдела Начальник отдела Начальник отдела Начальник отдела 1 прогностическое интервью 2 инт.как с исполнителем 3 инт.как с руководителем 2 инт.как с исполнителем 3 инт.как с руководителем 2 инт.как с исполнителем 3 инт.как с руководителем 2 инт.как с исполнителем Разработка 3х уровневой модели компетенций
Development Technologies Уровни модели компетенций Уровень A: Директор (Руководители менеджеров) Уровень B: Руководитель департамента, начальник отдела (Менеджеры) Уровень C: Исполнители
Development Technologies Пример определения компетенции Организация и контроль Уровень А: Правильно расставляет приоритеты для решения задач, планирует работу и распределяет ресурсы в соответствии с поставленной целью. Корректирует планы с учетом изменившихся обстоятельств. Определяет сферу ответственности своих подчиненных, регулярно контролирует ход выполнения задачи. Уровень В: Эффективно организует режим работы для себя и подчиненных с учетом возможных изменений. Планирует работу заранее. Ставит ясные и четкие задачи подчиненным, устанавливает приоритеты, контролирует исполнение. Уровень С: Эффективно организует режим работы для себя с учетом возможных изменений. Планирует работу заранее. Правильно расставляет приоритеты.
Development Technologies Распределение компетенций по уровням КомпетенцияУровень 1Уровень 2Уровень 3 Профессиональное развитие Взаимодействие с другими Влияние и убеждение Стрессоустойчивость Стремление к улучшению Решение проблем Нацеленность на результат Организация и контроль Мотивация и развитие других Стратегическое мышление
Development Technologies Шкала оценок РЕЙТИНГУРОВЕНЬОПИСАНИЕ 5Превосходно Определение компетенции реализуется в полном объеме Наблюдаются поведенческие проявления, относящиеся ко всем необходимым позитивным индикаторам. 4Хорошо Реализуется более половины определения компетенции Наблюдаются поведенческие проявления, относящиеся более чем к половине необходимых позитивных индикаторов. 3Приемлемо Реализуется половина определения компетенции Поведенческие проявления, относящиеся к позитивным индикаторам, сочетаются с отдельными негативными проявлениями. 2Слабо Реализуется менее половины определения компетенции Демонстрируемое поведение не отвечает приемлемому уровню для большинства позитивных индикаторов 1Плохо Из определения компетенции не реализуется почти ничего Негативные проявления/демонстрируемое поведение не отвечает приемлемому уровню по всем позитивным индикаторам. Позитивных проявлений не продемонстрировано.
Development Technologies Оценка по компетенциям
Development Technologies Оценка компетенций Аттестация Интервью по компетенциям Оценка 360 градусов Центры развития Тесты и опросники
Development Technologies Оценка 360 Сотрудник Менеджер Подчиненные Коллеги Члены команды Клиенты Другие ЛидерствоSelf Mgr Peer DR ВлияниеSelf Mgr Peer DR Работа в команде Self Mgr Peer DR
Development Technologies Пример опросника Полностью не согласен Скорее не согласен Не знаюСкорее согласен Полностью Согласен 1. Я быстро принимаю решения 2. Я никогда не опаздываю 3. У меня много друзей
Development Technologies Пример отчета по опроснику
Development Technologies Финансовые показатели компании Арион за годы (в млн. рублей) Какая приблизительно планировалась прибыль во втором полугодии 2003 года, если ее распределение в течение года такое же, как и в 2002 году? млн2282 млн1974 млн2346 млн1980 млн полугодие полугодие полугодие выручка прибыль Данные о продажах стали в тыс. тонн ( годы) Пример числового теста менеджеры
Development Technologies За год выручка аудиторских компаний от оказания услуг, связанных с переходом российских предприятий на международные стандарты финансовой отчетности (МФСО), увеличилась в 15 раз и составила уже 355 млн. рублей. Можно с уверенностью сказать, что сектор МФСО будет расти и дальше и в будущем станет одним из основных источников доходов отечественных аудиторов. Это обусловлено тем, что у большинства российских предприятий нет вообще никакого опыта ведения бухгалтерского учета по международным стандартам. Многие из них, предвидя возникновение трудностей в этом деле, уже сейчас постановку финансовой отчетности по МФСО и ее ведение стараются передать на обслуживание внешними компаниями. ВерноНеверноНеизвестно 1. Отсутствие опыта ведение бухгалтерии по международным стандартам приводит к увеличению выручки аудиторских компаний 2. Для снижения расходов при ведении финансовой отчетности российские предприятия посылают на курсы повышения квалификации в аудиторские компании своих сотрудников. 3. Основной статьей дохода отечественных аудиторских компаний станет консультации по ведению финансовой отчетности по МФСО Пример вербального теста менеджеры
Development Technologies Пример отчета по тестам
Development Technologies Центры оценки/ развития Ролевые игры Групповые дискуссии In-tray (in-basket) Аналитические упражнения Презентации Упражнения на сбор информации
Development Technologies Матрица оценки Групповая дискуссия Аналитическое упражнение Интервью по компетенциям In-tray Планирование & Организация Анализ проблем Лидерство Межличностное понимание Ориентация на клиента
Development Technologies Обратная связь по результатам Центра развития Представление общих результатов Представление индивидуальных результатов Руководителю Участникам и руководителю Общий рейтинг Команда Продвижение Обратная связь Рекомендации по развитию Планы развития Отчеты Участникам Участникам, Руководителю и службе персонала
Development Technologies Ежегодная оценка – вопрос повышения эффективности работы
Development Technologies Ежегодная оценка целей Достигнутый результат Требуемый результат Пробел в эффективности работы Возможные причины Решение Недостаток знаний и навыков Тренинг и развитие Недостаток уверенности Наставничество Неясность роли Неясность задачи Прояснение ожиданий Неподходящая среда Нет ресурсов Нереалистичные задачи Неправильное отношение Недостаток способностей Недостаток мотивации Действия менеджмента
Development Technologies Спасибо за внимание! Ваши вопросы…