подготовить учащихся к сочинению-описанию интерьера; обогатить лексику учащихся словами на темы: «Интерьер», «Канделябр» и т. д. познакомить учащихся с составлением рассказа по картине; закрепить знания о научно-популярном стиле речи и тексте-описании с элементами повествования. Цели урока :
интерьер, лицей олицетворяющие (означающие); архив (совокупность документов, образовавшихся в результате деятельности учреждения); фехтование
Фасад Царскосельского лицея
Лицей помещался в Царском Селе - летней императорской резиденции, во флигеле Екатерининского дворца. Уже само местоположение делало его как был придворным учебным заведением. Однако, видимо, не без воздействия Сперанского, ненавидевшего придворные круги и стремившегося максимально ограничить их политическую роль в государстве и влияние на императора,первый директор Лицея В. Ф. Малиновский пытался оградить свое учебное заведение от влияния двора путем строгой замкнутости: Лицей изолировали от окружающей жизни, воспитанников выпускали за пределы его стен крайне неохотно и лишь в особых случаях, посещения родственников ограничивались.
Для нужд Лицея при его образовании был выделен новый четырехэтажный флигель Царскосельского дворца в качестве помещения под больницу, кухню и другие хозяйственные нужды, а также для проживания чиновников. По указу императора от 3 февраля 1811 года строения, предназначенные в Царском Селе для Лицея, со всеми принадлежностями передавались в ведение Министерства народного просвещения.
Герб лицея
Лицей в Царском Селе, в котором как раз учился А. С. Пушкин, был первым в России. Позднее открылись и другие лицеи привилегированные мужские средние или высшие (юридические) учебные заведения. Но лишь Царскосельский лицей годов оставил наиболее яркий след в истории русской культуры.
А. С. Пушкин всю жизнь хранил в своем сердце лучшие воспоминания о лицейских годах, о наставниках и первых друзьях, потому что для Пушкина Лицей отождествлялся с юностью.
В Лицее родилась вдохновенная муза поэта, и здесь его предшественник в русской поэзии Державин благословил ее на рождение. В Лицее окрепла дружба с Иваном Пущиным
Парадная лестница
Большой зал
Лицейский зал Таким он бывал по торжественным дням: стол, покрытым красным сукном, золоченые кресла, на столе лицейская грамота. В этом зале 8 января 1815 года на переводном экзамене Александр Пушкин в присутствии прославленного русского поэта XVII века читал свои стихи. Г. Р. Державин был в восхищении и назвал юного поэта своим преемником.
8 января 1815 года здесь состоялся экзамен: лицеисты переходили с младшего курса на старший. Пятнадцатилетний Александр Пушкин в переполненном зале в присутствии прославленного поэта Гавриила Романовича Державина читал свое глубоко патриотическое произведение, гимн народу-победителю в Отечественной войне «Воспоминания в Царском Селе». В этот день Пушкин был признан поэтом.
Интерьер архитектурно и художественно оформленное внутреннее помещение здания. Определение
Грамота лицею от Александра1
Конференц-зал лицея
Библиотека лицея
Библиотека занимала двухсветную галерею, составлявшую арку над улицей.
Газетная комната
Учебные классы
Программа занятий в Лицее была обширной. Первые три года посвящались изучению языков: "российского, латинского, французского, немецкого", - математики (в объеме гимназии), словесности и риторики. истории, географии, танцам, фехтованию, верховой езде и плаванию. На старших курсах занятия велись без строгой программы - утвержденный устав определял лишь науки, подлежащие изучению: предусматривались занятия по разделам нравственных, физических, математических, исторических наук, словесности и по языкам.
Лицеисты в классе
Физический кабинет
Кабинет рисования
Кабинет для занятия спортом, в частности фехтованием.
Певческий зал
Верхний этаж занимали спальни. На каждого лицеиста полагался классный стол (конторка), комод и железная полированная с медными украшениями кровать, обтянутая парусиной.
Комната 14 Пушкинская келья. Комнаты, в которых жили лицеисты, были очень скромно обставлены: кровать, конторка, комод и умывальный столик. Впрочем, ничего другого в небольшие помещения и не поместилось бы. Самая маленькая комнатка досталась Александру Пушкину.
Лицейская комната 14. Четыре стены, из которых две низкие, не до потолка: та, что граничит с комнатой Ивана Пущина, и та, где дверь в коридор. Дверь с окошком, забранным решеткой, что разрушает любое уединение. В самой комнате есть только половина окна, вторая - за стеной, у Пущина. Размеры комнаты поражают: в длину - четыре метра, в ширину - полтора. Площадь, как несложно подсчитать, шесть квадратных метров. Пушкин метко называл ее кельей. Только здесь понимаешь, откуда в юношеских стихах поэта жалобы на затворничество, в то время как лицейские годы для многих лицеистов - самая радостная пора жизни и одно из самых светлых воспоминаний. Обстановка комнаты неприхотлива: застеленная кровать, конторка, комод, стул, кувшин с водой. Все то, что стояло здесь и при Пушкине. Снова в который раз невольно ловишь себя на том, что жалеешь поэта, начавшего свою сознательную жизнь в этой мрачноватой келье. В лицейских спальнях всегда было довольно прохладно. Теплый воздух едва поступал на четвертый этаж из нескольких душников от печей, топившихся в нижних этажах. Да и эти душники располагались по краям длинного коридора. Так что, по существу, лицейские спальни оставались без отопления. Шесть зим мерзли юноши в своих спальнях. И не роптали в условиях прямо-таки спартанских!