Автор: Слесарева Ксения 7А класс МОУ СОШ 1 Город Михайловск
Употребление числительных в художественных текстах настолько ограничено, что вроде бы и не стоит говорить о функции этих слов. Однако так уж незначительна ли и какова роль числительных в тексте? На этот вопрос ответили, проанализировав сказки А.С. Пушкина.
Число «3» издревле считали магическим. Даже в библии бог предстает в триедином лице. 3- это божественное совершенство. Известно выражение: Бог троицу любит. Цифра «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Ведь в русских сказках всегда желания исполняются только в третий раз. Так в «Сказке о попе и работнике его Балде» с виду глупый работник Балда соглашается работать всего за 3 щелка, но щелк щелку ведь рознь, особенно если у балды такой огромный кулак. Наступает уже срок расплаты, не на шутку испуганный поп хочет « погубить Балду, отправляет его к чертям собрать «недоимки за 3 года». Чтобы показать «русское лукавство» ума Балды, Пушкин использует традиционный утроенный мотив сказок – поединок с чёртом. Три раза Балда в море «верёвку крутил», чертям покоя не давал. Три раза мерился силой Балда с «посланным бесёнком».
В «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» уже в первой строчке читаем: «Три девицы под окном Пряли поздно вечерком». Только желание третьей девицы родить для батюшки-царя богатыря полюбилось царю, тихо подслушивавшему речь девиц «позадь забора». Через 3 дня, как пустили бочку с матерью и с младенцем в океан, царевич и царица стали княжить в городе, подаренном им лебедем. Чудо свершилось через 3 дня. Дальнейшее утроение мотивов позволяет поэту углубить идею сказки. Чтобы царевич смог попасть в царство Салтана, три раза лебедь превращает его в насекомое. Превращенный в насекомое, три раза ужалил царевич своих обидчиков: «впился комар тётке (поварихе) прямо в правый глаз», «ткачихе сел на левый глаз», а сватью бабу Бабариху ужалил прямо в нос.
В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» мы встречаемся также с числом «7». Люди давно считали, что 7 – число особое. Так, известно, что жрецы Вавилона поклонялись семи богам. Символика числа 7 характерна и для библейских сюжетов. Богословы трактуют это число как соединение числа 3-божественного совершенства и 4 –мирового порядка. В русских поговорках и пословицах слово «семь» часто выступает в значении «много»: «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «Семь бед – один ответ», «Лук от семи недуг» и т. д. В сказке А.С. Пушкина число 7 тоже имеет значение «много»: «семь богатырей, семь румяных усачей». В приданое царевне было дано «семь торговых городов да сто сорок теремов».
Известно, что в народе число 6 ассоциируется с нечистой силой. А обычай хоронить покойника через три дня связан с христианским вероучением. В «Сказке о золотом петушке» через 8 дней, как выехал старший сын царя, закричал петух. После выезда младшего сына опять через 8 дней петух снова возвестил о нападении врага. В третий раз сам царь поехал. Через 8 дней доехал он до места. И что же видит царь? Что за страшная картина! Перед ним его два сына Без шеломов и без лат Оба мёртвые лежат. Цифра «8» является чётной. А у народа есть суеверное представление, что чётное число связано со смертью.
Проанализировав употребление в сказках Пушкиным различных чисел, можно смело утверждать, что выбор чисел в сказках не случаен. Пушкин использовал стилистическую традицию произведений народного творчества, где используются числительные- символы. Самым распространенным числительным в сказках Пушкина является число 3. Цифра «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Утроение мотива (поиски невесты) создает размеренный ритм повествования. Цифра 7 содержит в себе значение множества. Цифры «8», «6» являются чётными. А у народа есть суеверное представление, что чётное число связано со смертью, с нечистой силой. Выбор числительных в сказках основан на народном представлении о значении чисел. Вывод: числительные играют в художественном тексте немаловажную роль и изучение их функции помогает увидеть, почувствовать глубинные «воды» текста, проникнуть в заложенную творцом мысль текста