Москва 2012 Лектор: профессор кафедры «Информационные технологии» кандидат технических наук, доцент ЗОЛОТАРЮК Анатолий Васильевич Лекция. «Современные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема лекции: «Аббревиатуры в прикладной информатике»
Advertisements

КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ - MRP и ERP Подготовила студентка Иванова И.И. Специальность: «Информационные технологии в управлении» ВУЗ Факультет.
Хронология развития информационных систем: Системы класса MRP (Material Requirement Planning - планирования материальных потребностей). Эти системы могут.
Совершенствование системы принятия управленческих решений в нефтесервисной компании Москва 2007 ШИНГАРЕВ П.В. Центр Управленческого консалтинга ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В.В.Барабанов П.М.Елизаров НИЦ CALS-технологий.
Тема 4. Основные этапы проектирования сетевых корпоративных приложений производственного назначения.
РЕШЕНИЕ SAP ДЛЯ ФИНАНСОВОГО ДИРЕКТОРА SAP BusinessObjects.
Продолжение темы 4. Основные этапы проектирования MRPII-системы.
Copyright Стратегия выбора и внедрения комплексной автоматизированной системы управления на предприятии Семинар компании «Интерфейс» Москва,
Продолжение темы 4. Основные этапы проектирования ERP-системы.
Учебный курс Разработка ИТ-стратегии Лекция 6 доктор технических наук, профессор Васильев Роман Борисович.
Аналитическая пирамида. АРХИТЕКТУРА… BPM BI-платформа ЛАНИТ.
1 Единая информационная модель предприятия. Информационн ая система Цель: Организация работы структурных подразделений на общий результат.
Компания «ИТ-Сервис» Информационные технологии для управления современной компанией: решения корпорации «Галактика»
Информационные технологии в менеджменте Тема 12. Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности. Моисеенко Елизавета.
1 Опыт интеграции СМК в единую информационную систему ОАО «НИПОМ»
Обзор бизнес-решений ORACLE Юрий Николаевич Яковенко Консультант Oracle.
Вашему вниманию представляется работа: «Применение информационных технологий в управлении корпоративными финансами» «Применение информационных технологий.
Демин Евгений Вадимович 4 Внешняя рыночная среда Предпринимательская фирма Информация в системе производства: Ресурсообеспеченность производства;
Транксрипт:

Москва 2012 Лектор: профессор кафедры «Информационные технологии» кандидат технических наук, доцент ЗОЛОТАРЮК Анатолий Васильевич Лекция. «Современные IT-технологии и их применение в банковской деятельности»

2 Процессы автоматизации банковской деятельности

3 1.Становление стандартов построения ИС 2.Современные технологии автоматизации банковской деятельности 3.BPM-системы как глобальный инструмент финансового управления банкомВопросы:

4 1. Становление стандартов построения ИС

1960-е годы – начало использования ЭВТ в экономике (отдельные расчетные задачи). Середина 1960 годов – создание первых экономических АИС - для планирования и повышения эффективности производства, автоматизации банковских операций, решения финансово-учетных задач, моделирования и управления бизнес-процессами (решение прикладных задач с помощью пакетов программ). АИС - сложные динамические системы, затратные по времени, материальным, финансовым, людским ресурсам. Необходимость стандартизации процессов проектирования и разработки АИС для минимизации сроков и стоимости их создания, обеспечения удобства и эффективности их эксплуатации и сопровождения.

Развитие стандартов ИС Сер. 60-х гг. - MRP (Material Requirements Planning – планирование потребностей в материалах) Нач. 80-х гг.- MRPII (Manufacturing Resource Planning – планирование ресурсов производства) 90-е гг.: ERP (Enterprise Resource Planning – планирование ресурсов предприятия) SFA (Sales Force Automation – автоматизация продаж) SCM (Supply Chain Management – управление цепочками поставок) CRM (Customer Relationship Management – управление взаимоотношениями с клиентами) ERPII (Enterprise Resource and Relationship Processing - управление ресурсами и внешними отношениями предприятия) 2001 г. – BPM (Business performance management – управление эффективностью бизнеса)

Планирование потребностей в материалах MRP Цель: исключить задержки в процессе производства из-за запаздывания поступления отдельных комплектующих и, как следствие, снижение производства, а также затоваривание складов другими расходными материалами, поступившими в срок или ранее. Механизм поставок материалов и комплектующих предполагается безупречным, страховой запас сырья не является обязательным. Исходные данные: план производства; номенклатура и спецификации состава производимых изделий; данные о состоянии запасов – наличествующая номенклатура, незавершенное производство, полуфабрикаты, готовая продукция; запланированные заказы и заказы в ожидании отгрузки.

Результаты работы MRP-системы график заказов на закупку/производство материалов и комплектующих (какое количество сырья, материалов и комплектующих должно быть заказано в каждый плановый период в течение срока планирования); документ определяет внутрипроизводственный план сборки комплектующих и план внешних закупок; изменения к графику заказов на закупку/производство материалов и комплектующих – документ, содержащий корректировки ранее спланированных заказов на закупку/производство материалов и комплектующих. Принципы MPR 1. Возможности производства безграничны 2.Срок производства постоянен 3.Точность оценки состояния запаса и состояния заказов 4.Спрос постоянен

10 Выводы. С Выводы. Стандарт MRP был первым. Он регулировал планирование потребностей в материалах на предприятиях с производством дискретного типа по замкнутому циклу с целью минимизации издержек, обеспечивая: оптимальное регулирование поставок материалов и комплектующих; контроль запасов на складе; технологию производства. Системы MRP опирались на спецификацию производимых изделий: перечень сырья, материалов и комплектующих, необходимых для производства конечного изделия, с указанием нормативов по их использованию; иерархическое описание структуры конечного изделия. На основе плана производства, спецификации изделия и учета технологических особенностей производства осуществлялся расчет потребностей в материалах, составлялись планы закупок и производства с учетом установленных фиксированных сроков исполнения.

11 Разработка MRPII-систем Для расширения функционала систем MRP разработали стандарт MRPII - планирование ресурсов производства. 1.Появилась возможность в одной программе обрабатывать намного больший объем данных и координировать деятельность большего количества отделений предприятия – склады, снабжение, продажи, производство, учет, финансы. 2. Стало возможным частичное моделирование бизнес- процесса с постановкой вопроса типа «Что будет, если…».

12 Планирование ресурсов производства MRPII Задачи: осуществлять контроль соответствия количества произведенной продукции числу использованных в процессе сборки комплектующих изделий; получать регулярные отчеты о задержках в выполнении заказов поставщиками; анализировать объемы и динамику продаж продукции; учитывать полученные сведения для корректировки плана и графиков производства, а также плана заказов на материалы и комплектующие изделия; оптимизировать номенклатуру, объемы и характеристики выпускаемой продукции; осуществлять частичное моделирование бизнес- процесса с постановкой вопроса «Что будет, если…»; планировать финансы и управлять инвестициями.

13

14

15 2. Современные технологии автоматизации банковской деятельности

16 Автоматизация бэк-офисных процессов, прежде всего, производства и бухгалтерского учета. Разработка интегрированных приложений, поддерживающих в едином информационном пространстве основные аспекты управленческой деятельности предприятий: планирование финансовых, людских, материальных и иных ресурсов; оперативное управление выполнением планов (включая снабжение, сбыт, ведение договоров); различные виды учета; анализ результатов хозяйственной деятельности. Планирование ресурсов предприятия ERP Планирование ресурсов предприятия ERP (Enterprise Resource Planning)

более детальная отработка финансовых аспектов; более тесное взаимодействие производства, поставщиков, партнеров и потребителей; возможность управления географически распределенным бизнесом; поддержка планирования различных типов ресурсов; возможность управления сложным многопрофильным предприятием или холдингом; возросшие требования к интегрируемости системы с различными приложениями, так как ERP-система стала своего рода основой, на базе которой осуществляется интеграция с другими приложениями, системами и подсистемами; развитие технических характеристик ERP-систем: реализован графический интерфейс; используются реляционные и пост реляционные базы и хранилища данных; для ускорения разработки, повышения надежности и верификации программного обеспечения применяются объектно-ориентированные языки программирования и специализированные инструментальные средства; для эффективной поддержки многопользовательского режима обработки распределенных сетевых ресурсов используется разветвленная архитектура «клиент-сервер».

18

Выводы: Выводы: 1. Это финансово-ориентированные ИС. 2. В основе ERP-систем лежат два основополагающих постулата – принципы единого хранилища данных и модульности построения. 3.Функционирование ERP-систем направлено на автоматизацию основных бизнес-процессов – идентификацию, планирование и учет всех ресурсов предприятия, которые необходимы для производства, закупок сырья, материалов и комплектующих и осуществления продаж производимых товаров и услуг в процессе выполнения клиентских заказов. 4.Предложенный в ERP-стандарте подход является методологией эффективного планирования и управления всеми ресурсами предприятия, имеющего конечной целью развитие бизнеса и удовлетворения рынка на производимые товары и услуги.

Управление ресурсами и внешними отношениями предприятия ERPII Управление ресурсами и внешними отношениями предприятия ERPII (Enterprise Resource and Relationship Processing) Факторы: 1.Бурное развитие Интернет-технологий и, как следствие, появление электронного бизнеса (e-business). 2. Автоматизация внутренних и внешних бизнес-процессов: управление производственным циклом, автоматизация продаж, контроль цепочек поставок, совершенствование взаимодействий с партнерами и клиентами. 3. Поддержка корпоративными ИС единого хранилища данных и сетевого обмена информацией. 4. Возможность совместного использования знаний – как сотрудниками предприятия, так и клиентами.

22 Основные информационные и функциональные блоки ERPII 1.Базовые справочники. 2.Электронный документооборот. 3.Управление персоналом. 4.Управление финансами. 5.Бюджетирование 6.Управление запасами и основными средствами. 7.Управление задачами и временем. 8.Интегрированная CRM-система. 9.Управление производством. 10.Обмен данными с внешними приложениями. 11.Система отчетности. 12.Администрирование.

Клиенто-ориентированные системы SFA (Sales Force Automation – автоматизация продаж) Модули SFA-систем управление контактами управление деятельностью управление связью прогнозирование управление возможностями управление заказами управление документацией анализ продаж управление информацией о продукции Управление информацией о продукции энциклопедия маркетинга

24

Архитектура SCM- системы в структуре управления предприятием SCM (Supply Chain Management – управление цепочками поставок) SCM (Supply Chain Management – управление цепочками поставок)

26 Управление взаимоотношениями с клиентами CRM (Customer Relationship Management) Автоматизация стратегии компании по совершенствованию взаимоотношений с клиентами с целью повышения объемов реализации производимых товаров или услуг и оптимизации маркетинговых операций. Использования единого хранилища информации, откуда в любой момент доступны все сведения о предыдущем и планируемом взаимодействии с клиентами. Доступность всех каналов взаимодействия – не только посредством телефонных звонков, факсов, писем и личных встреч, но и через регистрационные формы на веб-сайтах, электронную почту, рекламные Интернет- ссылки, корпоративные чаты, sms-рассылки и т. п. online-обработка полученной информации

27 Схема обработки клиентских запросов

28 Функциональная схема CRM-системы

Место и роль CRM-системы на этапах предоставления банками кредитов

30 3. BPM-системы как глобальный инструмент финансового управления банком

31 Идеология BPM-систем BPM-системы ( Business performance management – управление эффективностью бизнеса ) рассматриваются как набор интегрированных замкнутых аналитических и управленческих процессов, которые поддерживаются современными информационными технологиями и помогают осуществлять финансовую и оперативную деятельность для достижения стратегических целей банка. Идеология BPM основана на выявлении четырёх этапов непрерывного управленческого цикла: стратегическое планирование; финансовое планирование; мониторинг и контроль; анализ и регулирование.

32 Иллюстрация развития ПО автоматизации бизнес- процессов (по классификации Международного Института Хранилищ данных)

33 Элементы BPM-системы 1-я часть - Хранилище данных - базис BPM-системы, в котором консолидируется оперативная финансовая информация из различных автоматизированных модулей Головного офиса и филиалов организации, из дочерних компаний. 2-я часть - набор инструментов для поддержки тех- нологий управления предприятием: финансового плани- рования, управленческого учета, прогнозирования и т.д. 3-я часть - средства OLAP-технологии (On-Line Analytical Processing) для оперативной обработки деловых данных, которые накапливаются в Хранилище. BPM-системы объединяют известные управленческие технологии и программные решения, которые прежде применялись локально и решали задачи отдельных подразделений и пользователей.

34 Новизна BPM- подхода – обеспечение ПОЛНОГО ЦИКЛА управления компанией. Все инструменты BPM взаимосвязаны и обеспечивают исполнение 4-х основных этапов управления эффективностью бизнеса:

35 1 этап. Разработка стратегии. Выделение целевых показателей бизнеса и планирование количественных значений их метрик - KPI (Key Performance Indicators, ключевых показателей эффективности). Стратегическое планирование опирается на систему сбалансированных показателей - BSC- методологию BPM – Balanced Scorecard. 2 этап. Планирование. Разработка тактических планов для достижения поставленных стратегических целей. Ориентирами для разработки тактических (оперативных) планов становятся значения планируемых ключевых показателей эффективности бизнеса KPI. Основным инструментом оперативного планирования является бюджет.

36 3 этап. Мониторинг и контроль исполнения бюджетных планов. Фактические значения по статьям управленческого учета вычисляются на основе собранных в Хранилище первичных данных. Для сравнения намеченных и достигнутых показателей бюджетов и эффективности бизнеса KPI используются инструменты "план-фактного" анализа на основе OLAP-технологии. 4 этап. Анализ и регулирование. Корректировка стратегических планов в соответствии с реальными условиями работы. Для планирования изменений используются инструменты прогнозирования и моделирования различных сценариев развития ситуации. В итоге цикл корпоративного управления - между выбранной стратегией и ее практической реализацией - замыкается.

37 Структура BPM

38 Системы финансового управления банком BPM

39 Вывод Вывод - с помощью BPM-системы создается целостная инфраструктура для поддержки согласованного стратегического и тактического управления корпорации на основе единой модели данных. В этом принципиальное отличие комплексного подхода BPM- систем к автоматизации управления крупными предприятиями, банками, корпорациями в отличие от изолированных решений отдельных управленческих задач с помощью более ранних систем. Еще о терминологии Кроме BPM, распространены сокращения: CPM (Corporate Performance Management, управление эффективностью корпорации) EPM (Enterprise Performance Management, управление эффективностью предприятия) Что скрывается за этими аббревиатурами, и в чем их отличие от BPM?

40 СРМ - управление эффективностью корпорации - комбинация методик, показателей (финансовых и нефинансовых, долгосрочных и краткосрочных и др.), процессов (напр., разработка стратегии, бюджетирование, прогнозирование) и систем, используемых для контроля и управления производительностью деловой деятельности организации. СРМ-система объединяет те же функциональные блоки, что и BРМ-решение: Хранилище данных, инструменты автоматизации методик управления эффективностью и OLAP-компоненты. Отсюда - термины СРМ и BРМ идентичны. термин CPM к банковскому сектору. Ряд экспертов относят термин CPM к банковскому сектору. Аббревиатура EPM часто используется как прямой синоним BPM и СРМ. Некоторые авторы вкладывают в нее более широкий смысл, включая в состав EPM-системы и самостоятельный слой источников данных - справочные данные, исходные значения и приложения, связанные на основе Хранилища данных. Термин EPM чаще применяют для обозначения управленческих решений, выстраиваемых для предприятий Термин EPM чаще применяют для обозначения управленческих решений, выстраиваемых для предприятий.

Спасибо за внимание! _____________________ © Золотарюк А.В., 2012.