ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Н.С. Касимов, МГУ имени М.В. Ломоносова 21 октября 2009 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Декан Географического ф-та МГУ, член-корреспондент РАН, Касимов Николай Сергеевич. декан Географического ф-та МГУ, член-корреспондент РАН, Касимов Николай.
Advertisements

1 Образование для устойчивого развития в рамках ЭкоФорума НПО РК 27 августа 2012 г.
Глобальным экологическим кризисом Формированием образовательных стратегий для устойчивого развития Мировыми критериями оценки государственной политики,
Модернизация высшей школы на современном этапе развития общества Выполнил: Проверил:
2 декабря 2009, г. Санкт-Петербург «Вузы транспорта – основа инновационного развития отрасли» Президент Ассоциации вузов транспорта РФ, ректор Московского.
1 Стратегия развития страны ( гг.) и инициатива в области бедности и окружающей среды. ПРООН-ЮНЕП Стратегия развития страны ( гг.) и инициатива.
Международная научно-практическая конференция на тему: «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ»
Ф е д е р а л ь н о е а г е н т с т в о п о т е х н и ч е с к о м у ре г у л и р о в а н и ю и м е т р о л о г и и Государственное образовательное учреждение.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
Москва Дисциплина: «Макроэкономическое стратегическое планирование» Доцент Павлова Е.Г.
Процесс информатизации Казахстана. Проблемы и перспективы информатизации в Казахстане.
Внедрение систем экологического управления – фактор устойчивого развития территории ЯНАО В соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14.
Информационное общество - этап развития общества, на котором научное знание и информация становятся определяющим фактором общественной жизни и производства.
Навстречу Десятилетию ООН по образованию в интересах устойчивого развития Виктория Элиас Европейский ЭКО-Форум / Центр «ЭКО-Согласие» Москва, Россия.
Разработка и апробация стандартов общего образования второго поколения Февраль, 2008 г. совещание муниципальных руководителей.
Министерство образования и науки Российской Федерации Национальный фонд подготовки кадров Всемирный банк Проект «Информатизация системы образования» Четвертый.
Управление качеством. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МС ИСО СЕРИИ И ИХ РОЛЬ В СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Задачи: cоздание единого европейского пространства в области ПОО, oбеспечение прозрачности квалификаций (за счет введения Европейского резюме, Приложения.
Транксрипт:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Н.С. Касимов, МГУ имени М.В. Ломоносова 21 октября 2009 г.

Актуальность: национальный уровень «Экологичность должна стать мироощущением любого грамотного российского человека» Д.А. Медведев, президент РФ

Вехи истории: Тбилиси, 1977 В 1977 г. ЮНЕСКО и ЮНЕП от имени ООН провели в Тбилиси Первую Всемирную межправительственную конференцию по вопросам образования в области окружающей среды. Эта конференция стала наиболее важным событием, символизирующим пятилетие Стокгольмской декларации, принятой в 1972 г., исторического документа, заложившего основы переориентации мирового сообщества от стихийного нескоординированного развития к планированию оптимального будущего человечества.

Тбилиси, 1977: ретроспекция Тбилисская декларация заложила основы развития экологического образования, что в значительной мере облегчило во всем мире и в нашей стране своевременную подготовку населения для осуществления в повседневной жизни новых принципов, соответствующих современной концепции устойчивого развития человечества.

ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ НАУКИ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ ИНЖЕНЕРНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАЩИТА ОКРУЖАЮ- ЩЕЙ СРЕДЫ Классические университеты Педагогические университеты Технические университеты НАПРАВЛЕНИЯ ВЫСШЕГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Экологические специальности в университетах 2008 год – 143 университета

Результаты экологизации образования в России Смягчение проявления экологического кризиса в стране Развитие экологической инфраструктуры Обеспечение доступности экологической информации Рост экологической культуры населения Формирование сети экологических неправительственных организаций как элемента гражданского общества

Новые проблемы Глобальные климатические изменения Возрастание угрозы стихийных бедствий Обострение проблемы доступа к качественной воде Проблема качества продовольствия Коллапс системы обращения с отходами …

Причины обострения глобальной экологической ситуации … Несоответствие (отставание в развитии) системы образования (формального и неформального) вызовам времени

Акад. В.А. Садовничий К опасностям я бы отнёс снижение уровня и качества образования. Из выступления на Международной конференции «Современное государство и глобальная безопасность», Ярославль,

Решение проблемы / адекватная реакция социума на вызовы времени – НОВЫЙ ЭТАП ЭКОЛОГИЗАЦИИ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА за счет приоритетной экологизации системы образования в рамках глобального проекта ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Декада ООН образования для устойчивого развития: гг.

Участие России в Декаде ОУР

Основные этапы становления ОУР в России Создание системы экологического образования ( …) ~130 классических университетов ~130 технических университетов Разработка базовых элементов Национальной стратегии высшего образования для устойчивого развития ( ) – базовые элементы национальной стратегии ОУР – национальный план действий по ОУР Внедрение идей и практики ОУР в систему профессионального образования (2005…) Внедрение идей и практики ОУР в неформальное образование и просвещение (2006… )

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Новый этап экологизации образования Суть этапа: радикальная модернизация системы обучения посредством экологизации всех преподаваемых дисциплин средней и высшей школы (от математики до лингвистики) при обеспечении роста общей экологической культуры граждан за счет потенциала как формального, так и неформального образования.

Новый этап экологизации образования (2) Формирование новых международных стандартов ЭО / ОУР, варианты: В системе стандартов серии ISO / РИСО 14000, или В виде самостоятельной системы стандартов подобной стандартам серии ISO / РИСО 14000

Новый этап экологизации образования (3) Радикальная модернизация подготовки специалистов в сфере экологической политики и управления природопользования за счет универсальных инновационных программ МЭА / MEA (магистр экологического администрирования) – наподобие программ наиболее успешных образовательных проектов XX столетия – МБА и МПА.

Новый этап экологизации образования (4) Решающее условие – законодательное обеспечение экологического прорыва в образовательной политике В России – от Национальной стратегии и Плана действий в области ОУР к Федеральному закону «Об образовании в интересах устойчивого развития» Основная идея закона: обеспечения социально ориентированной экологизации обучения всех категорий учащихся в рамках ОУР за счет синтеза отечественных достижений и лучших инноваций мирового опыта.

… в стране победившего ОУР / Швеция «Одним из основных условий прогресса … является образование. … Университетам следует включать учебные курсы по вопросам глобального выживания в главные образовательные программы…». Г. Перссон, премьер-министр Швеции, из выступления на Глобальном саммите по УР в Йоханнесбурге 3 сентября 2002 г. Лулео, металлургический завод, 2008 г.

Отечественный потенциал экологизации образования в рамках ОУР «Только то прочно и устойчиво, только то и жизненно и выгодно, только то и имеет будущность, что сделано в согласии с природой» В.В. Докучаев

Спасибо за внимание!