Указ Президента РФ от «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики»... е) рассмотреть вопрос о включении в федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования основ экологических знаний. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. ИСМО РАО
СТРАТЕГИЯ Европейской Экономической Комиссии ООН Образование для устойчивого развития: обязательства РФ по включению Образования для устойчивого развития во все ступени обучения. Вильнюс, 2005 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УР
СТРАТЕГИЯ ЕЭК ООН ФГОС общекультурная способность ПЕРЕНОСИТЬ, КОМБИНИРОВАТЬ, ГИБКО И КОМПЛЕКСНО ПРИМЕНЯТЬ ПРЕДМЕТНЫЕ ЗНАНИЯ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ В ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЯХ НЕ ЧТО ЗНАТЬ, А КАК ДЕЙСТВОВАТЬ на основе знаний и ценностей ?
Место Экологического образования в документах нового Госстандарта? ФГОС: - Концепция - Фундаментальное ядро содержания образования - Программа воспитания и социализации - Программа развития и формирования УУД - Направления внеурочной работы учащихся (воспитание) - Программа формирования ценностей здоровья и ЗОЖ: - Программа коррекционной помощи - … НИ В ОДНОМ ИЗ ЭТИХ ДОКУМЕНТОВ НЕТ УПОМИНАНИЯ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ !
ФГОС: ВЕРОЯТНОСТЬ ОТБРАСЫВАНИЯ СОСТОЯНИЯ в нашей стране ШКОЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ в интересах устойчивого развития на десятки лет назад: эпизодичность охват учащихся МЕНЕЕ 10% бессистемность низкая воспитательная результативность низкая экологическая культура производства, потребления, утилизации
Исследования в РАО и других научных коллективах – основа включения ЭО в ФГОС Концепция современного школьного экологического образования в интересах Устойчивого развития в соответствии с требованиями ФГОС - Опыт апробации и внедрения УМК разного уровня по экологическому образованию, в пяти регионах РФ, включая Москву соответствующих требованиям ФГОС, - Опыт подготовки педагогических кадров к реализации Экологического образования в соответствии с требованиями ФГОС. - Опыт критериальной оценки результатов экологического образования (совместно со службами по контролю и надзору) -
РАЗРАБОТАНО СОДЕРЖАНИЕ ЭО для УР в соответствии с Требованиями ФГОС для основных разделов Экологического образования: БИОЭКОЛОГИЯ : ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА: СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ:
ОПЫТ партнерства по реализации надпредметных воспитательных задач ЭО УР Опыт партнерства ИСМО РАО с регионами, РАН, РАМН по реализации ЭО на основе учебных задач и критериального оценивания результатов с 2005 года на территории 5 субъектов РФ Проблема – отсутствие ведомственных мер по исполнению государственного социального заказа
Актуально Рекомендовать МО и Н РФ : -Программу формирования ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ универсальных учебных действий в жизненных экологических ситуациях (школьных, бытовых, профессиональных) ВНЕСТИ ДОПОЛНЕНИЯ: - в Программу формирования ценностей здоровья и ЗОЖ Включить в ФЦПРО разработку пакета документов и прикладных материалов по реализации Указа Президента РФ от п. «е» ВКЛЮЧИТЬ В ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ФГОС: