1 Стратегическое и бизнес-планирование в ОАО «Россельхозбанк» Опыт банка с несколькими ключевыми стейкхолдерами IV научно-практическая конференция «Банки. Процессы. Стандарты. Качество» г. Уфа 15 марта 2007 г.
2 ОАО «Россельхозбанк»: немного истории Создан в 2000 году для поддержки и развития АПК Значительный рост в гг. Итоги 2006 г.: Работа в 77 субъектах федерации; более 700 допофисов Рост активов – в 3,7 раза, прибыли – в 4 раза 7-8 место по капиталу и активам Активное участие в национальном проекте «Развитие АПК» Реализация ранее принятых стратегических планов и необходимость создания новой стратегии банка
3 Россельхозбанк: Стратегическое и бизнес-планирование Стратегическое планирование Стратегический анализ Определение миссии банка Определение стратегических целей Определение KPIs верхнего уровня Определение стратегических задач/ мероприятий по достижению стратегических целей Вариантные расчеты Формулирование стратегии Реализация стратегии Бизнес-планирование Уточнение методологии Определение KPIs следующих уровней Формирование «плана продаж» (активы) + «плана производства» (пассивы) Формирование плана доходов и расходов и расчетного баланса Встраивание расчетных коэффициентов (прото- KRIs) Итерации расчетов План распределения прибыли Ключевые стейкхолдеры
4 Модель для стратегического анализа «Выгоды» (payoffs) Внешняя среда (Environment) Ресурсы (Activities) Решения (Decisions) Для кого? (Stakeholders) Текущее состояние P E A D S Перспективное состояние Source: Matthews (2002)
5 Пример: Анализ стейкхолдеров
6 Россельхозбанк: Ключевые стейкхолдеры Акционеры Инвесторы Надзорные органы Группы клиентов Менеджмент
7 Россельхозбанк: стратегические задачи для банка с несколькими ключевыми стейкхолдерами Кредитно-финансовая поддержка сельскохозяйственных предприятий Кредитно-финансовое обеспечение процессов социального развития, роста благосостояния и занятости жителей сельской местности Развитие инфраструктуры национальной кредитно- финансовой системы АПК Осуществление функций финансового агента при реализации государственной аграрной политики Кредитно-финансовое обеспечение развития сельских территорий, включая развитие социально-инженерной инфраструктуры села МИССИЯ: Обеспечение доступного, качественного и эффективного удовлетворения потребностей сельхозтоваропроизводителей и сельского населения РФ в банковских продуктах и услугах, всемерное содействие формированию и функционированию современной национальной кредитно-финансовой системы АПК России, поддержка развития АПК и сельских территорий РФ Розница Государство клиенты ивные Корпорат
8 Группы KPIs для стратегического и бизнес-планирования Каждой группе «стейкхолдеров» - свои показатели : Показатели для акционеров Показатели эффективности использования средств бюджета Показатели для инвесторов ROE, ROA, достаточность капитала, ковенанты Показатели для надзорных органов Показатели для клиентов: Доступность услуг, качество обслуживания Показатели для менеджмента Гармонизация всех показателей
9 Что дальше? Три основных направления: Совершенствование стратегического и бизнес-планирования: Связь с ключевыми показателями рисков (KRIs – key risk indicators) Связь с ключевыми показателями контроля (KCIs – key control indicators) Создание аналога Системы сбалансированных показателей «Классическая» ССП – догма или направление развития? Стратегическое и бизнес-планирование как инструмент управления стратегическим и бизнес риском Стратегическое и бизнес-планирование с позиции формирования стандарта качества процессов Элементы организации процесса Уровень зрелости процессов НулевойНачальныйПовторяем ый Определе нный Управляе- мый Оптимизи рованный
10 Спасибо за внимание! Полтавцев Александр Борисович начальник управления стратегического и бизнес планирования ОАО "Россельхозбанк", , г. Москва, Филипповский пер., д.13, стр.1 +7 (495) доб