ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МЫШЛЕНИЕ ЖИВОТНЫХ Рассудочная деятельность животных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Элементарная рассудочная деятельность животных.
Advertisements

Научение Выполнила студентка НИЭПП факультета психологии группы П-83 Коровина Анастасия Александровна.
Нейробиология Рассудочная деятельность. Когнитивные формы обучения.
ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ Дисциплина: «Общая психология» Специальность: «Лечебное дело» Тема: «Мышление»
Мышление. Презентация Зверева Вениамина студента I курса.
Обобщение МОУ СОШ 14, г.Ноябрьск, 2010 Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам Подготовила Соснова Т.Н., учитель.
Высшая нервная деятельность Поведение. Высшая нервная деятельность(ВНД) Деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ. План: 1.Определения:гештальт и гештальтпсихология 2. Основные теоретические положения гештальтпсихологии 3.Основатели и представители.
МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ. O Д Т Ч П Ш С... O Д Т Ч П Ш С... Какая буква должна быть следующей в этой последовательности:
Гештальтпсихология. Гештальт (от нем. Gestalt) – форма, структура, целое. Обозначает целостные образования сознания Гештальт-психология - направление.
Диагностика и мониторинг УУД в начальной школе. Диагностика и мониторинг УУД в начальной школе. Учитель начальных классов МБОУНОШ 3 Антоновская Елена Владимировна.
МЫШЛЕНИЕ 1. Понятие о мышлении 2. Характеристики мышления 3. Мыслительные операции 4. Виды мышления 5. Теории мышления.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Компетентностный подход в проектировании ООП ВПО.
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
Школьный старт педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе.
система способов познания окружающего мира, система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность.
Универсальные учебные действия (УУД). Цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию.
Транксрипт:

ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МЫШЛЕНИЕ ЖИВОТНЫХ Рассудочная деятельность животных

Определение мышления животных А.Р. Лурия акт мышления возникает только тогда, когда у субъекта существует соответствующий мотив, делающий задачу актуальной, а решение ее необходимым, и когда субъект оказывается в ситуации, относительно выхода из которой у него нет готового решения приобретенного в процессе обучения или врожденного В. Келер понимание связей между стимулами и событиями за счет механизма инсайта (проникновения или озарения) И.П. Павлов формирование связи между двумя явлениями, которые в действительности постоянно связаны: Это уже будет другой вид той же ассоциации, имеющей значение, может быть, не меньшее, а скорее большее, чем условные рефлексы сигнальная связь Н.Майер способность в новой ситуации реагировать адекватно за счет экстренной реорганизации ранее приобретенных навыков, т.е. за счет способности спонтанно интегрировать изолированные элементы прошлого опыта, создавая новую, адекватную ситуации поведенческую реакцию Л. Г. Воронин аналитико-синтетическая деятельность мозга животных, которая составляет способность комбинировать и перекомбинировать хранящиеся в памяти условные связи и системы из них Д. Рамбо адекватное поведение, основанное на восприятии связей между предметами, на представлении об отсутствующих предметах, на скрытом оперировании символами Д. Примэк способности к сохранению сети перцептивных образов- представлений, к использованию символов, а также к мысленной реорганизации представления о последовательности событий

КРИТЕРИИ НАЛИЧИЯ МЫШЛЕНИЯ У ЖИВОТНЫХ Способность к экстренному решению новых задач Отыскание и открытие существенно нового Способность к обобщению и абстрагированию и формированию до-вербальных понятий Способность предвидеть результаты собственных действий Умение планировать, предвидеть, способность выделять промежуточные цели Социальное сознание

Классификация тестов, применяемых для изучения мышления животных Улавливание принципа, лежащего в основе задачи, с правильным ответом в первой пробе 1. Достижение приманки, находящейся в поле зрения, но недоступной 2. Поиск приманки, исчезающей из поля зрения; 3. Экстренное выявление дискретного изменения положения (перемещения) приманки в ряду позиций: тест Ревеша Крушинского

1. Достижение приманки, находящейся в поле зрения, но недоступной

Классификация тестов, применяемых для изучения мышления животных Реорганизация ранее усвоенных независимых навыков 1. Выбор нового пути в лабиринте. 2. Сотрудничеств при добываниии корма; 3. Доставание банана голубями

Классификация тестов, применяемых для изучения мышления животных Обобщение и абстрагирование, символизация 1. Обобщение абсолютных признаков 2. Обобщение относительных признаков 3. Формирование естественных понятий 4. Формирование довербальных понятий 5. Использование символов

Классификация тестов, применяемых для изучения мышления животных Операции логического вывода 1. Построение аналогий 2. Транзитивное заключение «Социальное сознание» 1. Самоузнавание в зеркале 2. Перемена ролей 3. Преднамеренный обман

ИССЛЕДОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ ЖИВОТНЫХ К РЕШЕНИЮ НОВЫХ ЗАДАЧ Решение проблемных задач или ситуаций, для выхода из которых у животных нет готового решения и которые могут быть решены за счет улавливания связей и соотношений между предметами и явлениями, за счет активного овладения закономерностями окружающей среды при первом же предъявлении. Логическое решение задачи возможно на основе мысленного анализа ее условий, без предварительных проб и ошибок, т.е. за счет решения элементарных логических задач.

эмпирические законы 1. Закон неисчезаемости предметов –сохранение памяти о предмете, ставшем недоступным непосредственному восприятию 2. Закон движения – движение предмета всегда имеет определенное направление и траекторию

эмпирические законы 3. Законы вмещаемости и перемещаемости – на основе восприятия и анализа пространственно- геометрических признаков окружающих предметов животные знают, что одни объемные предметы могут вмещать в себя другие объемные предметы и перемещаться вместе с ними

ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБНОСТИ ЖИВОТНЫХ К ОБОБЩЕНИЮ И АБСТРАГИРОВАНИЮ способность выделять и фиксировать относительно устойчивые, инвариантные свойства предметов и их отношений Обобщение мысленное выделение наиболее общих свойств, объединяющих ряд стимулов или событий; переход от единичного к общему. Абстрагирование отражает независимость сформированного обобщения от второстепенных, несущественных признаков. Уровни обобщения и абстрагирования, доступные животным Допонятийный уровень обобщения – формирование довербальных понятий.

СПОСОБНОСТЬ ЖИВОТНЫХ К СИМВОЛИЗАЦИИ установление эквивалентности между нейтральными знаками символами и соответствующими предметами, действиями, обобщениями разного уровня и понятиями. обнаружение у шимпанзе и птиц способностей к усвоению и использованию символов (цифр) для оценки множеств и совершению с этими символами операций, аналогичных арифметическим. обучение человекообразных обезьян языкам- посредникам (языку жестов, компьютерному языку йеркиш и др.).

СПОСОБНОСТЬ ЖИВОТНЫХ К СИМВОЛИЗАЦИИ

ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СОЗНАНИЯ У ЖИВОТНЫХ Сознание совокупность знаний об окружающем мире, в которую включены также знания о социальном окружении субъекта; как следует из самого слова (сознание) это совместные знания, постоянно обогащаемые новой информацией. Сознание определяет целенаправленность поведения, его волевую, произвольную регуляцию. Сознание обеспечивает преднамеренность коммуникации, возможность преднамеренно передавать информацию другому субъекту. Сознание позволяет человеку отделить Я от окружающего мира (от не-Я), т.е. обеспечивает самоузнавание. Сознание обеспечивает способность оценивать знания, намерения, мысленные процессы у других индивидов.

ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СОЗНАНИЯ У ЖИВОТНЫХ Способность к самоузнаванию у человекообразных обезьян и других животных Способность животных к оценке знаний и намерений других особей (theory of mind) Социальные знания: социальное маневрирование и манипулирование, преднамеренныйо обман