Пути модернизации современного урока с позиции компетентностного подхода в образовании
О, Урок ты солнце! Ш. Амонашвили Урок это зеркало общей и педагогической культуры учителя. В.А. Сухомлинский
«С урока начинается учебно- воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается на уроке» Конаржевский Ю.А.
Известные ученые-педагоги, практики об уроке: «творимое педагогом педагогическое произведение» (М.Н. Скаткин) сложная «процессуальная система» (Ю.А.Конаржевский) «зеркало культуры учителя», «главная сфера интеллектуальной жизни воспитанника» (В.А. Сухомлинский) «помощь» (Е.Н. Ильин) «педагогический феномен» (С.С.Татарченкова)
Новые педагогические тенденции отражены в основных документах, регулирующих совершенствование образовательного процесса (Концепция модернизации образования, Стандарт общего образования) Это: изменение целеполагания в направлении культуросообразности и природосообразности обучения; усиление личностной ориентации содержания и технологий образования; индивидуализация образовательных траекторий учащихся; творческая и развивающая направленность базового обучения; технологизация и компьютеризация учебного процесса; новые требования к образовательным результатам обучающихся.
Перечень требований к: проектированию урока; целям урока; содержанию учебного материала; способам организации учебной работы; условиям; личности учителя; оценке результатов.
Проектиров ание урока Рефлексия Оценка самооценка деятельност и Подготовка к домашней работе Рефлексия Формы организации деятельност и учащихся Целеполага ние на уроке Отбор содержания учебного материала Методы и приемы обучения УРОК Проектирование урока как технологической цепочки
Совместное проектирование урока, взаимодействие, диалог, партнерство это уже черты современного урока.
«Цели урока, проектируемые учителем, должны быть такими, «как будто ученик их сам себе поставил, понятны ему, очевидны в своем значении, с интересом и охотой усвояемы» С.И. Гессен
Главное в содержании учебного материала: ориентация на личностное развитие и саморазвитие ученика; опора на субъектный опыт ученика; выделение главного, существенного (главная идея, основные понятия) в содержании; формирование интереса (мотивации) к усвоению предлагаемого содержания; формирование ключевых компетенций, метапредметных знаний; ориентация на межпредметную координацию учебного материала и т.д.
Методы обучения: 1. Методы организации и осуществления (самоорганизации) учебной деятельности; 2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности; 3. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности.
Учитель Планирует Организуе т Контролирует Корректируе т Анализирует Ученик Планирует Организуе т Контролирует Корректируе т Анализирует Взаимодействие субъектов
«Плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить». Дистервег
Рефлексия это: условие, необходимое для того, чтобы каждый участник процесса обучения увидел всю организацию собственной деятельности на уроке в соответствии с целями и программой и оценил ее; выявление и уточнение результатов деятельности на уроке; осознание способов деятельности; время размышлений, когда полученная на уроке информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается как учителем, так и учеником, а затем соединяется; определение своих образовательных приращений как учеником, так и учителем; проектирование дальнейших планов и программ; осмысление в целом проделанной на уроке работы, самоанализ, самооценка.
Научиться познавать Научиться делатьНаучиться жить вместе Научиться жить Ж. Делор
Компетентностный подход является усилением практической направленности, прикладного характера всего школьного образования.
Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение умений, которые бы позволяли учащимся определять свои цели, принимать решения и действовать.
Качество любой школьной системы, в конечном счете, определяется качеством преподавания ее учителей. Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей. Единственный способ улучшить результаты учащихся состоит в том, чтобы улучшить качество преподавания. Чтобы усовершенствовать преподавание, школьные системы должны найти способы радикальным образом изменить то, что происходит в классе.